Печное дело

Рост российской экономики в. Ввп россии по секторам экономики

Позитивные итоги 2017 г., в частности, возобновление роста реального ВВП, рост инвестиций в основной капитал во многом стали следствием выхода экономики из фазы циклического спада. Однако структурные и внешние факторы в 2018 г. не могут поддержать экономический рост. Для обеспечения устойчивого экономического роста новое правительство должно больше внимания уделять проведению структурных реформ, в числе которых бюджетный маневр, разгосударствление экономики и снижение регулирования внешнеэкономической деятельности.

Сергей Дробышевский, Сергей Синельников-Мурылев | 5 февраля 2018 14:59

В 2014–2015 гг. резкое негативное изменение условий торговли привело к потере валового внутреннего дохода России на 13–14% (в 2015 г.). Однако реальный валовой внутренний продукт снизился только на 2,5% (и еще на 0,2% – в 2016 г.). В 2017 г. российская экономика вернулась к положительным темпам роста реального ВВП (около +1,5%). При этом рост мировой экономики в 2017 г. оценивается в 3,6–3,7%, что уже близко к уровням благополучных нулевых годов. Положительные темпы роста отмечены практически во всех странах Евросоюза и в Японии. Вместе с тем вряд ли можно с полным основанием утверждать, что последствия кризиса 2008–2009 гг. преодолены в глобальном масштабе. А применительно к России – что мы вышли на новую траекторию устойчивого роста, и угроза новой рецессии, причем даже в краткосрочном перспективе, в 2018 или 2019 гг., – миновала.

В целом экономические результаты 2017 г. находятся в рамках ожиданий, причем, пожалуй, ближе к их верхней границе. Следует учитывать, что структурные темпы роста ВВП, зависящие от совокупной факторной производительности, имеющегося объема труда и капитала, в последние годы опустились до 1,0–1,5% в год. Поэтому в условиях сокращающейся численности экономически активного населения без повышения эффективности экономики рассчитывать на более быстрый рост трудно. Условия торговли хотя и улучшились (в частности, цены на нефть сорта Urals оказались в 2017 г. примерно на 25% выше, чем в 2016 г. – 53,1 долл./барр. против 41,9 долл. годом ранее), тем не менее они были хуже, чем в среднем за последние 10 лет. Иными словами, внешний сектор по-прежнему не мог внести заметный положительный вклад в темпы роста экономики.

Главным фактором роста, по нашему мнению, можно считать завершение отрицательной фазы делового цикла и возвращение к циклическому росту. Это как раз соответствует темпам роста экономики в 1,5–2,0% в год, наблюдаемым в 2017 г. Аналогичных значений экономического роста в России мы ожидаем и в 2018 г.

2017 г. и деловой цикл

Следует обратить внимание на некоторые особенности понимания делового цикла в современной экономической теории. Теория реального делового цикла предполагает влияние на экономическую динамику множества случайных, непредсказуемых шоков, которые «зашумляют» возможные циклические (в классическом понимании) колебания экономики и выделение фаз цикла становится условным и, как правило, проводится ex post с заметным опозданием (см., например, практику датировки бизнес-циклов Национальным бюро экономических исследований США.

Можно указать на ряд признаков, которые характерны как раз для фазы выхода экономики из нижней точки делового цикла.

Во-первых, это возобновление инвестиционной деятельности компаний. В 2017 г. картина с динамикой инвестиций в основной капитал выглядела заметно лучше ожиданий. По итогам первых трех кварталов 2017 г. индекс инвестиций в основной капитал составил 104,2% к соответствующему периоду 2016 г., и по итогам года инвестиции выросли в реальном выражении, по нашим оценкам, на 3,5–3,8%. Рост инвестиций является также следствием капиталовложений государства и компаний (как государственных, так и частных) в крупные проекты, такие как Крымский мост, инфраструктура к чемпионату мира по футболу, инфраструктура, транспорт и городская среда в Москве и некоторых других крупных городах.

Во-вторых, это изменение модели поведения населения в области сбережения. Несмотря на сокращение реальных располагаемых доходов населения в 2017 г. на 1,7% (преимущественно – из-за отсутствия индексации заработных плат бюджетников, социальных выплат и отрицательной переоценки валютных сбережений при росте номинального курса рубля), в прошлом году рост розничного товарооборота достиг 1,2%, в том числе примерно на 12% увеличились продажи легковых автомобилей, возобновилось расширение розничного кредитования, быстро растет объем выданных ипотечных кредитов.

В-третьих, это снижение уровня неопределенности и рисков в экономике, в том числе благодаря последовательной экономической политике государства. В 2017 г. ЦБ РФ неоднократно понижал ключевую ставку, однако инфляционные ожидания снижаются значительно медленнее. Когда мы говорим об уровне реальных процентных ставок, правильнее их измерять не как разницу между номинальной ставкой и текущей инфляцией, а как разницу между номинальной процентной ставкой и ожидаемой инфляцией. Поэтому в 2017 г., по мере снижения ключевой ставки и при относительно стабильных высоких инфляционных ожиданиях, мы пришли к ситуации не высоких положительных, а фактически нулевых ожидаемых реальных процентных ставок, что понизило альтернативную стоимость денег в экономике и тоже стимулировало инвестиционную активность. Косвенным подтверждением улучшения ожидаемых условий ведения бизнеса в России можно также назвать перемещение России в рейтинге Doing Business на 35-е место (по сравнению со 120-м местом в 2012 г.).

Рост-2018: какие существуют риски

Если говорить об оценке ситуации в 2018 г., на данный момент мы видим значительное число рисков и ограничений, переходящих из года в год, которые препятствуют ускорению роста. В частности, хотя мы и ожидаем некоторого ускорения структурных темпов роста (ближе к 1,5–2,0% в год) вследствие увеличения инвестиционной активности предприятий и снижения неопределенности в экономике, продолжается сокращение численности экономически активного населения, а темпы роста совокупной факторной производительности без проведения серьезных структурных реформ остаются ниже, чем были в 2000-х годах. Наметившийся рост цен на нефть на рубеже 2017/2018 гг., продление соглашения ОПЕК+ позволяют нам пересмотреть в сторону повышения прогноз ожидаемых в текущем году цен на нефть с 50–52 до 55–60 долл./барр., однако вклад внешнеторговой составляющей в ВВП остается отрицательным. Кроме того, как показал опыт 2012–2014 гг., зависимость экономики в целом от уровня цен заметно снизилась.

Циклическая составляющая роста остается положительной, однако нам видится ряд ограничений темпов в 2018 г., что не позволит экономике в целом, если говорить об инерционном сценарии, расти быстрее, чем на 1,5–2,0% в год:

  • Завершение балансировки на рынке труда (отчасти «смазанной» вследствие сокращения численности экономически активного населения по демографическим причинам) и снижение стоимости труда в экономике. В 2015 г. после девальвации рубля и ускорения роста цен доля заработной платы в ВВП снизилась на 1,0–1,5 п.п. Однако за 2016 г. эта тенденция развернулась и к настоящему времени доля фонда заработной платы в ВВП превысила предыдущие максимумы. Иными словами, позитивный эффект от корректировки заработной платы полностью исчерпан, и издержки компаний на труд снова повышают себестоимость производимой продукции.
  • Рост инвестиций в основной капитал отчасти остается загадкой, так как статистика показывает сокращение доли прибыли компаний в ВВП, возобновление (после короткого перерыва во 2 полугодии 2016 г.) накопления остатков на депозитных счетах компаний в банках, отсутствие расширения банковского кредита нефинансовому сектору. В то же время с учетом эффекта акселератора текущий экономический рост через увеличение желаемого объема капитала должен привести к более высоким темпам инвестиций и в 2018 г.
  • Неопределенность (по крайней мере на протяжении I квартала) относительно будущей экономической политики правительства РФ после президентских выборов и, соответственно, возможного изменения делового и инвестиционного климата в России. Также на протяжении всего года неопределенность для инвесторов, вероятно, будет поддерживаться риском введения новых санкций со стороны США.
  • Усиление конкуренции на мировых рынках сырьевых товаров (не только углеводородов), что сдерживает возможности для наращивания физических объемов нашего экспорта, даже при повышающихся ценах на эти товары.
  • Исчерпание потенциала роста экспорта в сельском хозяйстве. Аграрный сектор экономики и переработка продуктов питания стали заметным фактором экономического роста в 2014–2017 гг. – сначала как реакция на введение продуктового эмбарго со стороны РФ, а потом – в результате благоприятных климатических условий и рекордных урожаев, завершения ряда крупных инвестиционных проектов в аграрном секторе, начатых еще до 2014 г. Однако с началом кризисных явлений число новых подобных проектов в этой сфере заметно снизилось, а без импорта используемых в сельском хозяйстве технологий наращивание урожайности также замедляется.

Что делать?

Таким образом, вопрос о повестке экономических реформ после выборов в марте 2018 г. и формирования нового состава правительства остается центральным пунктом как для ускорения структурных темпов роста, так и для преодоления имеющихся ограничений. По нашему мнению, сам факт принятия программы проведения структурных реформ может оказать позитивное влияние на ожидания экономических агентов, снижение неопределенности и улучшение бизнес-климата, достаточно для достижения в 2018 г. темпов роста реального ВВП не ниже 2,5%. Более высокие темпы роста также возможны и зависят от конкретной повестки и последовательности шагов правительства, скорости проведения преобразований и изменения внешней деловой и политической конъюнктуры.

По нашему мнению, первоочередными шагами в области экономической политики, объявление которых может оказать позитивное влияние на ожидания, могли бы стать:

1. Бюджетный маневр, предусматривающий повышение удельного веса производительных расходов в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей. В частности, Центр стратегических разработок предлагает нарастить производительные расходы бюджета к 2024 г. с текущих 11% ВВП до среднеевропейского уровня в 13,5–14,0% ВВП, тем самым преодолеть хроническое недофинансирование (как по международным меркам, так и по требованиям приоритетов внутренней политики) расходов, обеспечивающих долгосрочное развитие и являющихся приоритетными для граждан. При этом вкладывать следует только в те проекты и по тем направлениям расходов, которые имеют наибольшую готовность к структурным преобразованиям, чтобы обеспечить требуемую эффективность.

Для проведения бюджетного маневра без ухудшения ситуации с предоставлением общественных благ и социальных услуг, а также снижения различного рода поддержки граждан расходы расширенного правительства должны оставаться в ближайшие 6 лет на уровне не ниже 34,0% ВВП, а по федеральному бюджету – не ниже 16,5–17% ВВП, что среди прочего требует, по нашему мнению, некоторого смягчения бюджетного правила.

Согласно расчетам ЦСР, перераспределение ресурсов от непроизводительных расходов к производительным в результате «бюджетного маневра» могло бы повысить среднегодовые темпы роста на 0,5 п.п. на горизонте 3–5 лет, а в долгосрочной перспективе обеспечить до 1% дополнительного ежегодного роста.

2. Масштабное разгосударствление экономики. Это позволит сломать тенденцию к сужению пространства для частной инициативы, к эрозии цивилизованных имущественных отношений, к снижению возможностей реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с экспансией госсектора де-юре и де-факто. Уменьшение доли государственного участия благотворно скажется на развитии российских финансовых рынков, позволит привлечь иностранные инвестиции, а также сформировать предпосылки для повышения качества корпоративного управления.

Немаловажным является и бюджетный аспект приватизации. В соответствии с бюджетными проектировками на 2018–2020 гг. предполагается проведение достаточно жесткой бюджетной политики: расходы федерального бюджета по итогам 2020 г. будут примерно равняться расходам в 2017 г., что означает их сокращение на 10% в реальном выражении (с учетом инфляции). При этом Россия остро нуждается в повышении инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру, которые должны стать приоритетными направлениями бюджетных расходов. Проведение приватизации позволит изыскать дополнительные ресурсы на финансирование данных направлений. В качестве альтернативы можно рассматривать повышение налоговой нагрузки на экономику, однако в условиях необходимости ускорения темпов экономического роста увеличение налогов вряд ли целесообразно.

3. Либералиазция регулирования внешнеэкономической деятельности. Несмотря на приоритет внутренних факторов роста, снижение зависимости от колебаний внешней конъюнктуры, открытость экономики России в большей степени будут способствовать возвращению инвесторов (в том числе и с российскими «корнями») в страну, деофшоризации экономики, чем «закрытие» экономики, введение различных ограничений на перемещение товаров, капитала и факторов производства. В части налогового администрирования работа Федеральной налоговой службы может быть поставлена в один ряд с лучшими примерами мировой практики, однако совершенствование деятельности Федеральной таможенной службы только началось. В целом, в части регулирования движения капитала, валютного регулирования мы, на наш взгляд, серьезно отстаем от развитых стран.

Необходимо быстрее переходить к единому механизму налогового и таможенного администрирования: таможенные платежи должны контролироваться (и проверяться правильность их начисления) не отдельно по каждой партии товара, пересекающего границу, а в контексте всей хозяйственной деятельности фирмы. Контроль на границе должен осуществляться на основе системы управления рисками (а не минимальной оценки стоимости товара) и установления в соответствии этим финансовых гарантий.

Важным вопросом является изменение системы валютного регулирования. Валютный контроль не нужен макроэкономически и должен быть заменен на налоговый контроль, а также контрольные мероприятия в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Санкции с России не сняты, нефть остается на уровне 45% от цен 2014 года, россияне остро чувствуют кризис, экономя на продуктах, а власть уже декларирует, что с ноября 2016 года экономическая ситуация в стране стала меняться, и страна вышла на слабый экономический рост. Президент отчитался перед народом, что санкции нам пошли только на пользу, именно они стали стимулом для развития экономики. Данные экономического развития за пять месяцев этого года показали, что Кремль готовится к президентской кампании и «поднимает» на бумаге статистические показатели. Ведь не с проваленным шестилетием действующему президенту идти на новый срок.

ВЫХОД ИЗ РЕЦЕССИИ

Последние данные Росстата показали, что ВВП окончательно вышел в плюс и рецессия преодолена. Однако согласно экономистам БКС и ФК «Уралсиб» это было достигнуто посредством роста цен на нефть и гособоронзаказа, остальная же экономика либо стагнирует, либо снижается. Согласно данным ВШЭ доля секторов, связанных с добычей сырья, в российском ВВП выросла с 7,8% в 2013 году до 8,2% в 2016-м. Доля оборонных производств и госуправления поднялась с 5,5% до 5,8%, тем самым общий вес в экономике сырьевых и военных отраслей достиг максимума по крайней мере с 2011 года.

Строительство же, например, за пять месяцев в объемах вводимых площадей упало на 12,6%. Колоссальный разрыв между сырьевой и производственной экономикой говорит о том, что тренд на восстановление иллюзорен и хрупок, обусловлен экономической конъюнктурой - ценами на энергоносители. Если в прошлом году каждый баррель российской нефти продавался за рубеж по 31,99 доллара, то в этом уже по 52,04. Как показал кризис 2008 года, такое восстановление экономики носит временный характер и ведет к затяжным кризисам с сокращением лагов времени межкризисного периода.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Согласно официальным данным главные показатели экономического роста в стране стали расти. За пять месяцев этого года промышленное производство выросло на 1,7%, хотя обрабатывающая промышленность всего на 0,9%. Если перевести эти цифры на уровень досанкционного 2013 года, то по производству обрабатывающей промышленности Россия сейчас на 2,5% производит продукции меньше, чем 3,5 года тому назад. И если в 2013 году доля импорта в российской экономике доходила по некоторым товарным группам до 90%, то логично, что при уменьшении продукции обрабатывающей промышленности импортозависимость не уменьшилась, а только выросла. Хотя Медведев уже успел отчитаться, что «в 2016 году развивались наиболее перспективные отрасли российской промышленности, достигнуты определенные результаты в программе импортозамещения».

Страна как была зависима от иностранных товаров, так и продолжает от них зависеть, поскольку свое производство не увеличилось. Главные факторы роста предпринимательской деятельности - доступные кредиты и предсказуемые условия ведения бизнеса уже давно не работают. На прямой линии, например, один из вопросов был о высоких ставках - «фактическая ставка в нашем конкретном случае составила 19 процентов годовых - 18,75. С такими ставками, о чём говорилось в начале, мы новую экономику не построим, и у бизнеса нет такой, к сожалению, рентабельности, как нам бы хотелось». Правила ведения бизнеса также менялись многократно, каждый раз в сторону введения новых сборов и препятствий. Это система Платон, увеличившая стоимость перевозок, новые требования к кассовым аппаратам, ночь ковшей, торговые сборы в городах федерального значения и прочее.

Главный фактор роста промышленных показателей - это изменение методологии расчета Росстатом, который перешел с системы ОКВЭД, а ОКВЭД-2. Как отметили в Центре развития ВШЭ, произошедший резкий скачок промышленного производства в мае на уровне 5,6% год к году против 0,7% прироста в январе-апреле, что привело к ускорению роста ВВП в мае до 3,1% год к году (против 0,5% в первом квартале и 1,7% в апреле), был обусловлен статистическими проблемами индексов промышленного производства и оптовой торговли. Точнее несовершенством самой методики. Но теперь Росстат непосредственно подчинен Минэкономразвитию, поэтому в дальнейшем он и будет обслуживать ведомство, угождая ему со статистикой. Минэкономразвития вскоре после подчинения Росстата себе уже сообщило о том, что темпы экономического роста ускорились почти вдвое и стали рекордными за 5 лет.

Какие бы цифры почти нулевого прироста не нарисовали в Росстате для Кремля, очевидно то, что существовать с темпами прироста на уровне статистической погрешности такой стране как Россия просто недопустимо, поскольку это прямой путь к новому затяжному экономическому кризису.

ИНВЕСТИЦИИ

Что касается инвестиций в основной капитал, которые по данным за первый квартал выросли на 2,3%, то их увидели преимущественно только два сектора экономики - как обычно добыча и транспортировка сырья, а также финансовый сектор, обслуживающий потоки «экономики трубы». Более 40% инвестиций в основной капитал пришлось на добычу полезных ископаемых и строительство трубопроводов для их транспортировки за рубеж. В секторе реального производства инвестиционный спад напротив продолжается. Например, в обрабатывающей промышленности объем капвложений упал еще на 6,7%, хотя 25% мощностей уже окончательно устарели и не способны производить продукцию. В металлургии капвложения обвалились почти на 30%, в производстве металлических изделий - на 24,7%, в секторе автотранспортных средств - на 32,2%. Согласно выводам экономистов Сбербанка, рост инвестиций был обусловлен «фактором столицы», бюджетными средствами и газовым проектом «Сила Сибири», то есть ни в коей мере не говорит о восстановлении активности частного сектора.

ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция достигла рекордно низкого уровня - 4,4%, хотя ранее мы уже писали о том, что эти показатели явно занижены, поскольку нарушают сложившийся экономический закон соотношения ставки ЦБ и инфляции в определенном коридоре. Сейчас ставка не корректируется в таком же темпе как инфляция, что говорит о том, что инфляцию осознанно занижают (рис. 1).

Рис. 1. Отношение средневзвешенной ставки на конец года к инфляции

В периоды, когда инфляция была выше ставки, ЦБ ориентировался на экономический рост, стимулируемый смягчением денежно-кредитной политики. Так было в 2007-2008 гг., за которыми последовал кризис, вызванный изменением стоимости нефти. ЦБ тогда на год увеличил ставку, но в 2010 году она снова оказалась ниже инфляции. В 2013 году ЦБ принимает решение ориентироваться не на учетную, а на ключевую ставку, которая была на три п.п. ниже учетной. Тогда мы снова видим эффект низкого коэффициента.

То есть можно говорить, что в определенные исторические промежутки времени Банк России стимулировал экономику за счет удешевления кредита. Исходя из этого в последующие годы Банк должен был бы держать это соотношение близкое к 1:1, однако вместо этого наметилась новая картина, которой раньше за срок Путина не наблюдалось. А именно, вдруг параметр инфляции резко пошел вниз без объективных на то причин, а Банк России незначительно скорректировал ставку. В прошлом году уровень инфляции был почти в два раза ниже ставки, в этом году такая же картина. А сам коэффициент вырос с 0,98 (2015 г.) до 1,96 (2016 г.). По исходной логике ЦБ должен был бы снизить ставку до 5–7%, но никак не останавливаться на уровне 9,25%. Но этого он делать не стал. О чем это говорит? О том, что реальный уровень инфляции намного выше, чем нам сообщают статисты и чиновники. По всей видимости он в границах 8–13%.

ГРУЗООБОРОТ И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Рекордными стали показатели роста грузооборота - 7%, железнодорожного - 7,4% за пять месяцев текущего года, а также темпы роста экспорта и импорта, которые достигли 31,8% и 24% соответственно. Именно увеличение перевозок продукции по внешнеторговым операциям и привело к росту значения параметра грузооборота. Если сравнивать данные за 4 месяца 2017 года с данными за 4 месяца 2014 года, то есть с почти досанкционным периодом, то объемы экспорта в 2014 году в 1,55 раз превышали текущие показатели, а импорта в 1,48 раз. Даже при таких высоких показателях роста экспорта и импорта в этом году, приходится констатировать, что мы еще далеки от докризисного уровня. И не менее важный момент - за счет чего произошел рост экспорта и импорта. Экспорт вырос преимущественно благодаря минеральным ресурсам и металлам и изделиям из них (рис. 2). То есть Россия не поменяла свой производственный профиль в мировой торговле. Импорт увеличился за счет закупок машин и оборудования, которые выросли на 27,5%, это при том, что в структуре импорта они занимают 45%.

Рис. 2. Отношение экспорта и импорта за январь-апрель 2017 года к экспорту и импорту за январь-апрель 2016 года (по данным ФТС)

Российская экономика сохранила полностью свой сырьевой профиль и за хорошими цифрами в сфере грузооборота и внешней торговли стоит ни что иное, как закрепление сырьевизации экономики.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РОССИЯН

Скрыть от населения реальное состояние экономики сложно, когда прилавки заполнены импортной техникой, в магазинах продаются игрушки и медикаменты иностранного производства, и только продукты питания еще имеют маркировку сделано в России. Но еще сложнее скрыть реальные цифры от населения, когда речь заходит об уровне их благосостояния. Согласно официальной статистике реальные доходы граждан ниже уровня предыдущего года на 1,2%, заработная плата с 2013 года упала почти на 5%. Снижение оборота розничной торговли на 0,8% и нулевой рост услуг населению говорит о том, что граждане, став беднее, сократили свое потребление. И на этом фоне президент продолжает говорить, что зарплаты в стране растут, в то время как на прямой линии уже были сюжеты о том, что реальные зарплаты обличаются от декларируемых. И таких вопросов было большинство.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждому десятому россиянину не хватает денег даже на еду, а 29% отметили, что им едва хватает денег на одежду. Пока Росстат определяет порог бедности по минимальному уровню оплаты труда, сами россияне бедными считают тех, кому средств хватает только на покупку одежды и продуктов питания, а таких в стране 39%, среди пенсионеров - 54%, то есть свыше половины! Помощь от государства бедным придет в 2019 году в рамках специальных мер поддержки бедным, но по заявлению Мантурова в размере примерно 10 тысяч рублей в год. Сложно себе представать, как эти деньги помогут российским гражданам. Разве что с трудом хватит на покупку булки хлеба ежедневно, в то время как по идее правительства на эти деньги граждане, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума, смогут покупать свежую рыбу, мясо и овощи российского производства. И это на дополнительные 27 рублей в день к семейному бюджету!

О неблагоприятном положении в сфере уровня доходов говорит и тот факт, что по данным ВЦИОМ почти половина россиян намерена провести свой отпуск дома (47%), 44% из них основной причиной отказа от поездок назвали проблемы с деньгами.

Впрочем, у власти иная точка зрения на благосостояние граждан. Силуанов заявил, что «с начала года доходы наших граждан стали расти», хотя даже официальная статистика говорит об обратном. За последние 30 месяцев (с октября 2014 года) лишь однажды Росстат выявил повышение уровня жизни - в январе 2017 года после разовой выплаты 5 тысяч рублей пенсионерам.

Согласно Росстату за пять месяцев выросла и реальная, и номинальная зарплата, составив 40 640 рублей по стране. Однако большинство граждан получают существенно меньше: 55% имеют зарплату ниже 25 тысяч, а треть - ниже даже 15 тысяч рублей. Согласно прогнозу Минэкономразвития в России к 2035 году средняя по стране зарплата вырастет лишь на 56% и в самом оптимистичном сценарии к 2035 году не превысит 800 долларов, хотя еще в 2012 и 2013 году средняя зарплата была выше этого уровня (876 и 910 долларов соответственно)!

Можно ли говорить о восстановлении экономики, если кризис заметили даже обеспеченные граждане? Опрос Ipsos Comcon, проведенный в апреле 2017 года, показал, что больше половины (58%) состоятельных россиян заметили изменения экономической ситуации в худшую сторону. Улучшение ожидают только 30% опрошенных, 38% предполагают, что ситуация будет ухудшаться, а 32% прогнозируют, что изменений экономической ситуации не произойдет.

ДЕМОГРАФИЯ

Одно из главных достижений, о котором президент говорил многократно - демографический рост, продержался всего три года (рис. 3). Естественный прирост на уровне в 10 раз меньше миграционного еще поддерживал слабую уверенность президента в правильности выбранного им курса в демографической политике, но уже в этом году статистика показала, что это был кратковременны эффект на фоне общего сокращения численности населения. В этом году только за четыре месяца естественная убыль населения составила уже 92,8 тысячи человек. Русская нация как вымирала, так и продолжает сокращаться. И никакие программы материнского капитала не могут остановить этот процесс.

Рис. 3. Естественный прирост населения (по данным Росстата)

Макроэкономические параметры и данные Росстата уже перестали отражать реальную картину процессов, происходящих в российском обществе. При составлении стратегий и планов правительство должно исходить не из мифических цифр, а из реальных проблем граждан, которых, как показала прямая линия президента, не мало.

Объективную картину происходящего в стране дает не Росстат и отчеты правительства, а те самые не попавшие в эфир прямой линии граждане, письма в администрацию президента, которая не решает проблемы народа, протесты, но не неосознанной молодежи без идеологических воззрений, а людей, доведенных до отчаяния - дальнобойщиков, налогоплательщиков, фермеров, шахтеров и прочее. Пора уже слушать голос большинства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Структура ВВП России

Современная Экономика России характеризуется своим переходным состоянием, а также наличием государственной собственности в некоторых наиболее важных и стратегически значимых областях жизни. В период обретения полной независимости произошли некоторые рыночные реформы, которые помогли реализовать процессы приватизации большей части как промышленных, так и сельскохозяйственных предприятий. Исключением стали энергетические и военные отрасли России. Современный ВВП Российской Федерации напрямую зависит от доходов от углеводородной промышленности, которая включает в себя нефтегазовую продукцию. Они составляют примерно 10% валового продукта, 50% федерального бюджета и чуть более 70% объема всего экспорта. Доля России в ВВП мира составляет примерно 3%.

По состоянию на 2017 год ВВП Росси – это примерно 7975,8 млрд. рублей. Это лишь на 0,6% больше, чем в предыдущем году. По данным Госкомстата ВВП России на душу населения составляет 485,8 тысяч рублей. По основным секторам экономики структура ВВП России выглядит следующим образом:

  1. Сельскохозяйственная структура – 4%;
  2. Промышленность – 36,3%
  3. Сфера услуг – 59,7%.

Замечание 1

Также деятельность Госкомстата связана с исследованием процента первичных доходов в валовом внутреннем продукте. Например, оплата труда работников по найму составляет примерно 52%, чистые налоги составляют 15,7%, а общая прибыль экономики – 32%.

Что касается вклада других категорий в ВВП России, выглядит он следующим образом: 15,6% приходится на обрабатывающую промышленность, 12,3% приходится на аренду и услуги государственного управления и обеспечение военной безопасности. Добыча полезных ископаемых составляет 10,1%. К иным категориям относятся также следующие:

  1. Транспортные услуги и услуги связи – 8,7%;
  2. Социальное страхование населения – 6,6%;
  3. Строительные услуги – 6,5%;
  4. Финансовая деятельность экономического персонала – 5,4%;
  5. Социальные услуги (в первую очередь, медицинское страхование и здравоохранение) – 4,2%;
  6. Сельское хозяйство и лесное хозяйство, охота в специально разрешенных территориях – 4%;
  7. Производство электроэнергии, ее последующее распределение, распределение газа и воды в структуре населения – 3,4%;
  8. Образовательные услуги – 3%;
  9. Иные услуги коммунального, социального и персонального характера – 1,8%;
  10. Ресторанный бизнес и гостиничное обслуживание – 1%;
  11. Рыболовство (разрешенное в специально отведенных местах, как официально закрепленная деятельность) – 0,2%.

Специфика ВВП России

Определение 1

ВВП любой страны – это общая рыночная стоимость всех произведенных внутри государства продуктов и услуг за отведенный промежуток времени.

Чаще всего величина валового продукта используется для определения потенциала экономики определенной страны, а также для прогнозирования ее дальнейшего будущего. Тем не менее, определяющим значением для данного анализа является не численность ВВП, а его структура в соответствии с действующими в государстве отраслями. То есть, необходимо знание того, из каких именно источников складывается общий доход государства.

Чаще всего экономисты отмечают, что наибольшую зависимость ВВП России имеет от поставок нефтегазовой продукции. Но данные Росстата по структуре ВВП Российской Федерации на период 2016-2017 гг. свидетельствуют о том, что это утверждение не совсем верно. Согласно статистике, основными сферами, за счет которых формируется валовой продукт России, являются следующие:

  • Операции с недвижимостью на различных уровнях – 15,39%;
  • Оптовая и розничная торговля – 14,18%;
  • Обрабатывающее производство нескольких направлений – 12,73%.

Что касается доли нефти, то в ВВП России она составляет даже меньше, чем 9%. Таким образом, Российская Федерация, несмотря на очевидные сложности и противоречия, сложившиеся в экономической сфере в последние годы (экономический кризис, конфликты в Сирии и на Украине, санкции со стороны Соединенных Штатов Америки и Европы) имеет достаточно неплохой потенциал для роста. Прогнозы специалистов говорят о том, что промышленность и сфера услуг будет по-прежнему развиваться, что позволит экономике оставаться в стабильном состоянии.

Тем не менее, есть и сферы, которые нельзя назвать успешными. Например, в полной стагнации находится гостиничный и ресторанный бизнес, доля которого составляет менее одного процента. Что касается вклада высшего образования, то он также весьма скромный – всего 2,5% (по данным на начало 2017 года эта цифра также снизилась). Доля МСП (малого и среднего предпринимательства) в структуре ВВП России составляет примерно 20%. Однако, следует отметить, что данный показатель мог бы быть гораздо выше. Значительно снизилось влияние на валовой продукт оптовой и розничной торговли – на 10,1%. То же касается и обрабатывающей промышленности – на 5,5%.

Замечание 2

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на ориентированность российской экономики на добычу и дальнейший экспорт и продажу полезных ископаемых, их взнос в ВВП России заметно сократился.

За 4 последних года исследователи отметили снижение доли обработки полезных ископаемых практически на четыре процентных пункта. В первую очередь, это вызвано всплеском активности на рынке услуг. Согласно данным Росстата, этот вид деятельности за 9 месяцев принес ВВП Российской Федерации практически 9,4 трлн. рублей. Это заметное увеличение объема в сравнении с 2012 годом (на 3,1 трлн. рублей).

Растет и отрасль, которая занимается импортозамещением – сельское хозяйство. В связи с санкциями, которые были наложены на Россию многими европейскими странами, а также Соединенными Штатами Америки, наша страна была вынуждена перейти на собственное производство, чтобы избавиться от зависимости от вышеупомянутых стран. На сегодняшний день доля сельского хозяйства в ВВП России составляет 4,4% (для сравнения, но в 2012 году эта цифра составляла 3,8%). В абсолютных цифрах это число превышает 400 миллиардов рублей.


В начале 2017 г. Правительство России заявило о том, что в отечественной экономике отмечены положительные изменения важнейших экономических индикаторов – объем потребления электроэнергии увеличился на 2%, объем грузовых перевозок – на 4%, объем продаж автопрома – на 6,3%, индекс предпринимательской уверенности поднялся до максимальных значений с 2012 г.

ЦБ прогнозирует, что по итогам 2017 года рост экономики России составит 1,7-2,2%.

По мнению ученых, со второй половины 2016 г. экономика России вошла в фазу циклического подъема, которая будет продолжаться и в следующие два года.

Поэтому, если не будет каких-то сильных внешних шоков, российской экономике гарантированы положительные, хотя и довольно невысокие темпы роста.

Когда объявляется о том, что экономика начинает постепенно восстанавливаться, россиянам очень хочется верить и надеяться, что и в будущем в экономике все будет хорошо, а значит, жить им станет лучше.

Формирование позитивных экономических ожиданий чрезвычайно важно для экономики, потому что, действуя в соответствии со своими ожиданиями, участники экономической жизни способствуют претворению своих ожиданий в реальность.

Позитивные ожидания относительно экономической ситуации в России подкрепляются прогнозами ведущих мировых экономических организаций.

ООН в своем докладе «Экономическая ситуация в мире и перспективы на 2018 год» повысил темпы роста российского ВВП в 2017 г. с ранее ожидавшихся 1,1% до 1,8% и в 2018 году, соответственно, с 1,4% до 1,9%.

ЕБРР ожидает, что рост ВВР России в 2017 г. составит 1,8%, Еврокомиссия – 1,7%, ОЭСР – 1,9%, Всемирный банк - 1,7%.

Посмотрим на сложившуюся в нашей экономике ситуацию с разных сторон.

По данным Росстата, если считать возможным им полностью доверять, в России в первой половине 2017 г. ВВП повысился на 1,5%, на 2,5% выросли инвестиции. Снижение заработной платы в промышленности России до уровня, более низкого, чем в промышленности Китая, повысило конкурентоспособность отечественных товаров, что наряду с другими факторами способствовало увеличению объёмов внешней торговли.

Удалось остановить рост потребительских цен и тарифов, инфляция снизилась до рекордного уровня в 3,8 – 4%. Очень важно то, что замедление инфляции не только повышает покупательную способность населения, но и позволяет сделать дешевле кредитные ресурсы и, таким образом, повысить спрос на заемный капитал. Благодаря уменьшению процентных ставок в совокупности со снижением уровня инфляции объемы кредитования в России увеличились.

Несмотря на уход с рынка наименее эффективных предприятий из-за снижения спроса на их продукцию, безработица составила только 5,8%. Приостановилось падение доходов населения и распространение бедности.

Санкции и действия валютных спекулянтов не смогли обвалить курс рубля.

В ряде отраслей, включая такие как машиностроение, отрасли ОПК, сельское хозяйство, производство бытовых товаров началось активное импортозамещение. Во многом благодаря этому, как объявил Росстат, главными драйверами роста отечественной экономики стали не сырьевые отрасли, как это было прежде, а информационно-цифровые технологии, сельское хозяйство и оборонно-промышленный комплекс.

Особый оптимизм порождает умение наших граждан приспосабливаться к трудностям. Россияне смогли найти для себя новые виды экономической деятельности, хотя, нередко, и с меньшими доходами.

Это позитивный взгляд на ситуацию. Но есть и серьезные опасения. Прежде всего, они вызваны тем, что, несмотря на все меры, которые предпринимает Правительство, страна продолжает жить в условиях высокой зависимости от состояния мирового сырьевого рынка. Увеличение стоимости барреля нефти всего на $1 ежемесячно приносит российскому бюджету дополнительно 250 млн. долларов.

Многое в осуществлении на практике всех программ и планов по развитию отечественной экономики будет зависеть от ситуации в мировой экономике, и прежде всего в экономике США и Китая.

В значительной степени именно этим можно объяснить то, что Минэкономразвития смотрит на будущее российской экономики достаточно осторожно, ожидая рост ВВП в 2018 году на уровне 1,5% в условиях базового сценария развития. Базовый сценарий предполагает, что стоимость барреля нефти будет находиться в диапазоне 40-50 долларов.

Более оптимистический взгляд на экономическую ситуацию у Центра Стратегических Исследований Алексея Кудрина, который прогнозирует в 2018 г. экономический рост в 2,7%. Этот прогноз исходит из ожидания восстановления внутреннего спроса за счет кредитования и повышения доходов.

Однако последний фактор у многих экономистов вызывает сомнения, поскольку в первом полугодии 2016 года реальные зарплаты россиян снизились на 2,5%.

Практически ни один эксперт не делает слишком позитивных прогнозов для экономики России, поскольку еще очень свежи вспоминания о том, как быстро ситуация может измениться в худшую сторону. Многие независимые аналитики и представители ряда мировых экономических компаний говорят о том, что ситуация в российской экономике может улучшаться, но процесс этот будет происходить очень медленно, сопровождаться скачками инфляции и нестабильностью положения во всех сферах.

В СМИ высказывается также опасение по поводу того, что излишний оптимизм государственной власти приведет к ошибочному выводу о том, что в российской экономике все хорошо, и она не нуждается ни в каких реформах.

В действительности структура экономики и ее научно-технологический уровень практически не изменились и не соответствуют современным требованиям.

С.А.Логвинов, проф. каф. «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ;
Е.Г.Павлова, доц. каф. «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ.

Экономика России в 2017 году входит в период восстановительного роста после двух непростых лет. Эксперты отмечают успехи в значительном снижении инфляции и увеличении ВВП. Они также отмечают об окончании переходного периода. Это означает, что процесс изменения плановой экономики на рыночную, который стартовал в конце 1980-х - начале 1990-х годов, практически завершён. Но правительству предстоит работа по структурным изменениям и снижению зависимости от нефте-газовых доходов.

Среди основных успехов 2017 года экономисты называют стабилизацию важнейших макроэкономических показателей, прежде всего инфляции.

Тем не менее, финансово-экономическому блоку ещё предстоит провести большую работу по структурным изменениям - импортозамещению и снижению зависимости России от стоимости углеводородов. Кроме того, эксперты отмечают неопределённую ситуацию в области инвестиций и благосостояния населения.

В 2017 году российская экономика вышла из рецессии и вернулась к умеренным темпам роста за счёт повышения цен на нефть и стабилизации основных макроэкономических показателей. Такие выводы содержатся в новом докладе Всемирного банка (ВБ). Эксперты прогнозируют рост ВВП России в 2017 и 2018 годах на уровне 1,7%, а в 2019 году этот показатель достигнет 1,8%.

Примечательно, что в своём предыдущем прогнозе мировые кредиторы были менее оптимистичны в оценках. Так, в уходящем году ожидался нулевой экономический рост, а в 2018 и 2019 годах он должен был составить 0,4% и 0,3% соответственно.

Позитивный прогноз отразился и на инвестиционных ожиданиях глобальных игроков. Россия поднялась на пять пунктов в рейтинге конкурентоспособных экономик мира. Такие данные привёл Всемирный экономический форум (ВЭФ) в своём рейтинге глобальной конкурентоспособности стран (Global Competitiveness Index, GCI). Среди 137 проанализированных государств Россия заняла 38-ю строчку. По словам координатора ВЭФ Алексея Праздничных, с 2012 года место страны в рейтинге выросло на 29 позиций.

Значительную часть своего выступления перед журналистами, президент России Владимир Путин во время ежегодной пресс-конференции, уделил вопросам экономики. «Экономика растёт, и это очевидный факт. На сегодняшний день рост ВВП и промпроизводства составляет 1,6%. Очень хорошие темпы демонстрируют автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство - под 3% роста будет в этом году», - подчеркнул глава государства.

Российский лидер пояснил, что экономический рост основан на преодолении «двух известных шоков» - падения цен на нефть и внешних ограничений.

«Наше развитие стало больше опираться на внутренний спрос, что важно для экономики. Мы вышли из рецессии в стадию уверенного развития. Инвестиции в основной капитал составляют 4,2% - это значит, что вложения в развитие в два раза превышают то, что мы видим сейчас», - рассказал Путин.

Экономисты утверждают, что на сегодняшний день особая роль в сдерживании инфляции принадлежит Центробанку. По мнению В. Бессонова, комплекс мер ЦБ привёл к снижению уровня этого показателя даже не до предполагаемой цели властей - 4%, а существенно ниже.

Для России переход к низкой инфляции - это точка запуска долгосрочного кредитного цикла, считает Орешкин. В качестве примера министр привёл ситуацию в экономике США в начале 80-х годов прошлого века. Тогда американский Федрезерв провозгласил политику борьбы с инфляцией, что привело к рецессии 1981-1982 годов. Но именно она запустила длинный кредитный цикл на 25 лет, который помог поддерживать экономический рост.

К важным событиям в 2017 году относятся первый выход властей на рынок внутренних займов после 35-летнего перерыва и третий по счёту в современной экономической истории выпуск новых банкнот.

Первый в новейшей истории выпуск народных гособлигаций не связан с намерением властей частично покрыть дефицит федерального бюджета. По словам замминистра финансов Сергея Сторчака, главная задача - повышение финансовой грамотности населения и расширение сберегательных возможностей россиян.

В начале октября Эльвира Набиуллина и генеральный директор «Гознака» Аркадий Трачук представили новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей.

Аналитики считают, что основные риски 2017 года, которые будут сохраняться в 2018-м, связаны с санкционным режимом. Один из них - вероятность оттока зарубежных инвесторов из российских гособлигаций.

По данным Минфина, доля иностранных инвесторов в ОФЗ сейчас составляет 33%. Ряд экспертов не исключают, что их отток негативно отразится на рубле и спровоцирует значительное ослабление российской нацвалюты. В 2017 году российские гособлигации лидировали на развивающихся рынках, впрочем, доходность ценных бумаг начала расти только с середины октября.

При этом некоторые эксперты довольно оптимистичны в своих валютных прогнозах на 2018 год. Максим Шеин ожидает, что российская нацвалюта останется в коридоре 58-62 рубля вплоть до второго квартала 2018 года.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!