Печное дело

Экономический кризис самым негативным образом. Экономический кризис

Осенью 1857 года в США происходит обвал котировок на фондовом рынке. Причина — спекуляции с акциями железных дорог и последовавший за этим крах американской банковской системы. В том же году кризис охватывает Англию, чьи банки инвестировали в акции американских компаний. Чуть позже финансовые проблемы докатываются до Германии.

C 1849 года экономика США быстро развивается. Банки активно кредитуют предприятия. Но в результате падения цен на зерно фермеры, набравшие кредитов, оказались не в состоянии платить по своим долгам. А началом всеобщей паники стала банальная кража. Казначей большого провинциального банка из Огайо похитил огромную сумму наличных средств. После этого банк объявил себя банкротом. Менее чем за полтора месяца закрылось более 200 банков. Кредитование практически приостановлено. Получить деньги взаймы можно лишь под 100 процентов годовых.

13 октября 1857 года люди ринулись забирать свои вклады, менять банкноты на золотые монеты и обналичивать векселя. Если утром банки Нью-Йорка еще выполняли свои обязательства и выдавали деньги, то уже к концу дня практически все они оказались банкротами. Вслед за этим происходит обвал курсов акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Вслед за Америкой обанкротилось несколько крупных банков Англии, начались проблемы у компаний реального сектора. Особенно пострадали текстильная и машиностроительная промышленность. К декабрю 1857 года под ударом кризиса оказалась и Германия.

Затяжных проблем удалось избежать. Уже к концу 1858 года американская экономика стала восстанавливаться. На смену обанкротившимся компаниям и банкам пришли новые предприятия. Банк Англии сначала попытался решить проблему, увеличив вдвое ставку рефинансирования, но когда это не помогло, пошел на необеспеченную эмиссию банкнот. Мера оказалась достаточно эффективной. К осени 1858 года в экономике наблюдался рост. А Германии решить проблемы с неплатежами помогла Австрия, предоставившая кредит серебром. Для его доставки был выделен целый поезд.

1873-1896. Длинная депрессия

В мае 1873 года с обвала фондовой биржи в Вене начался один из самых затяжных финансовых кризисов за всю историю. Причина — стремительный рост рынков недвижимости в Австро-Венгрии и Германии. Застройщикам выдавали огромные кредиты, по которым многие из них не смогли рассчитаться. Паника, начавшаяся на биржах Европы, перекидывается в США, а затем и в Россию.


В конце XIX века правительства Австро-Венгрии, Франции и Германии сделали ставку на столичное строительство. Были созданы банки, предоставлявшие кредиты застройщикам. Появились первые ипотечные бумаги. Стремительно росла долговая нагрузка строительных компаний, а с ней и цены на недвижимость. В «черную пятницу», 9 мая 1873 года, рухнула фондовая биржа в Вене. Следом обрушились рынки в Амстердаме и Цюрихе. После того как в Европе на биржах началась паника, а германские банки отказали в продлении долга американским компаниям, кризис перекинулся в США.

Уже в сентябре 1873 года крупный американский железнодорожный девелопер, инвестиционная компания Jay Cooke & Co., не смог расплатиться по своим долгам. Из-за ужасающего падения котировок на несколько дней закрылась Нью-Йоркская фондовая площадка. Начались массовые банкротства банков. Малым и средним предприятиям перестали выдавать кредиты. Безработица достигла 25-30 процентов. Из-за повальных увольнений на шахтах Пенсильвании рабочие устроили погромы. Началась паника.

Считается, что в прекращении финансового кризиса сыграл немалую роль Дж. П. Морган, один из влиятельнейших банкиров Америки, который предоставил 62 млн долларов золотом министерству финансов США. Это позволило расплатиться по суверенным обязательствам. Как это ни парадоксально, но за время депрессии были созданы корпорации, которые существуют и по сей день. Так, например, в 1876 году Томас Эдисон открыл свою лабораторию. А еще несколько лет спустя он создает Edison General Electric Company, которая в 1896 году первой в истории вошла в индекс Dow Jones Industrial Average.

1929-1939. Великая депрессия

Единого мнения о причинах начала Великой депрессии нет. Среди наиболее вероятных называют диспропорцию между товарной массой и объемом денежных средств; биржевой «пузырь» (инвестиции в производство сверх необходимого); повышение таможенных пошлин на импорт и, как следствие, спад покупательной способности населения. Кроме США особенно сильно пострадали от кризиса Канада, Великобритания, Германия и Франция.

Каждый шестой к 1933 году был безработным. Резко увеличилось количество бездомных. Компания Bethleem Steel, уволив 6 тысяч работников, выселила их из домов, которые принадлежали корпорации, и разрушила эти дома, чтобы не платить налог на недвижимость. Мэр Нью-Йорка Джимми Уокер, призывал владельцев кинотеатров «показывать картины, которые поддержат дух американцев и возродят в них надежду».

За годы кризиса обанкротилось около 40 процентов банков, их вкладчики потеряли 2 млрд долларов в депозитах. После начала Великой депрессии простые граждане ненавидели банкиров. С 1931 по 1935 год знаменитые Bonnie и Clyde, грабившие банки и наводящие ужас на банковских служащих, вызывали искреннее восхищение у простых американцев.

К началу депрессии производство автомобилей достигло 5 миллионов машин в год. Уже к 1932 году оно сократилось до 1,3 млн машин, то есть на 75 процентов по сравнению с 1929 годом. Основатель General Motors Вильям Дьюрант потерял больше 40 млн долларов, практически все свои деньги. GM с трудом пережил депрессию, проводя жесткую политику снижения цен.

1973-1975. Нефтяной кризис

Самый крупный энергетический кризис в истории разразился в октябре 1973 года, когда Сирия и Египет начали войну с Израилем. Страны ОПЕК снизили объемы добычи нефти и повысили отпускные цены на 70 процентов: сначала США и Нидерландам, затем и союзникам Израиля.

Количество безработных в США достигло 15 млн человек. В разгар кризиса преподаватель университета Джон Сперлинг обратил внимание на большое количество возрастных студентов, желающих сменить профессию. Так возникла идея разработки программы переобучения. Сперлинг основал первое коммерческое учебное заведение University of Phoenix и компанию Apollo Group. Сейчас это около 90 институтов по всей Америке с капитализацией около 10,6 млрд долларов.

На пике кризиса цена галлона бензина в США выросла с 30 центов до 1,2 долларов. В Америке 85 процентов американцев пользовались личными автомобилями. Очереди на бензоколонки растянулись на километры. Некоторое время действовало правило: владельцы автомобилей с нечетными номерами получили право заправляться лишь по нечетным дням, и наоборот. Правительства Австрии и ФРГ ввели запрет на использование автомобилей в определенные дни недели.

В США власти предприняли исключительные меры, чтобы поддержать простых граждан. Комиссия по банкротствам, образованная в США в 1973 году, рекомендовала внести изменения в законы, которые позволяли бы человеку, объявившему о личном банкротстве, сохранить часть имущества, сделав его юридически недоступным для кредиторов. Так, в Техасе банкрот имел право оставить у себя дом независимо от его стоимости и имущество на сумму до 30 тыс. долларов.

1987-1989. «Черный понедельник»

19 октября 1987 года произошел обвал индекса Dow Jones Industrial. Вслед за американским фондовым рынком на волне паники, вызвавшей отток инвесторов и снижение капитализации нескольких крупнейших транснациональных компаний, рухнули биржи в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Гонконге, Южной Корее и многих латиноамериканских странах.

Начиная с августа 1982 года индекс Dow Jones демонстрировал стабильный рост. К августу 1987 года Dow Jones удвоился, поднявшись к отметке 2700 пунктов. Тем временем в экономике бурный восстановительный рост после спада 70 - х годов сменился стабильным развитием. В начале октября Dow Jones плавно стал снижаться, а в пятницу 16 октября индекс потерял 5 процентов. Единственным человеком, который предсказал случившийся три дня спустя обвал, стал Арч Кроуфорд — владелец компании, дающей астрологические бизнес-консультации.

19 октября 1987 года фондовый индекс Dow Jones рухнул на 22,6 процента. Этот обвал оказался даже сильнее, чем крах фондового рынка 28 октября 1929 года, который положил начало Великой депрессии. Одно из возможных объяснений краха — компьютерные торговые программы, которые использовали трейдеры. Они учитывали динамику рынка и выдавали приказы на покупку, если рынок обещал рост, и на продажу — при падении. И как только в динамике рынка после пятилетнего роста наметился перелом, программы выдали массовый приказ на сброс акций.

Вопреки опасениям экономистов и денежных властей рецессии ни в экономике США, ни в других странах, чьи биржи ощутили на себе крах 1987 года, не последовало. Буквально на следующий день индекс Dow Jones вырос на 12 процентов. Правда, потом были опять спады и подъемы, но не столь значительные, как в «черный понедельник». Кризис затронул в большей степени тех людей, которые работали в финансовом секторе. В Америке работу потеряли около 15 тыс. брокеров, трейдеров и т.д. Своих прежних высот Dow Jones достиг лишь в 1989 году.

1998-1999. Российский дефолт

17 августа 1998 года Правительство Российской Федерации объявляет дефолт по государственным краткосрочным облигациям. Причины кризиса — острая нехватка средств и огромный государственный долг России. Рубль к доллару упал за полгода почти в четыре раза, подорвано доверие населения и инвесторов, массовые банкротства малых предприятий и банков.


В мае 1995 года инфляция в России около 200 процентов. Чтобы удержать рост цен, правительство решает финансировать дефицит бюджета за счет выпуска государственных краткосрочных обязательств. К маю 1998 года годовая инфляция снижается до 7,5 процента. Рынок ГКО живет по схеме: банки занимают деньги за границей, покупают ГКО, а через несколько месяцев продают их и рассчитываются по своим долгам. Доходность таких операций — от 50 до 140 процентов годовых. Власти РФ постоянно выпускают новые займы, чтобы расплатиться по ранее размещенным. Создается финансовая пирамида.

К весне 1998 года ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 млрд рублей, расходы — 25 млрд рублей, и еще 30 млрд рублей на погашение внутреннего долга. 14 августа президент России Борис Ельцин заявляет по телевидению, что дефолта не будет. 17 августа — дефолт. Курс доллара за неделю с 18 по 22 августа вырастает всего на 60 копеек. Далее следует отставка правительства. 25 августа рубль сразу падает на 10 процентов. Уже в сентябре 1998 года инфляция составляет 400 процентов (в декабре — 256 процентов), почти в четыре раза обваливается курс рубля к ноябрю 1998 года.

Несмотря на то что месячные цифры инфляции огромны и ЦБ проводит необеспеченную эмиссию рубля, ставка рефинансирования сохраняется на уровне 12,5 годовых. Это обеспечивает реальный сектор доступными кредитами. По итогам 1999 года в результате замещения импорта промышленность растет на 20 процентов. Восстанавливаются мировые рынки. В течение 1999 года цена на нефть удваивается и достигает 27 долларов за баррель. Отток денег из банков прекращается уже в марте 1999 года. С середины 1999 года до конца III квартала 2000 года капитал банков вырос в 2,5 раза.

1997-2001. Азиатский кризис

В июле 1997 года разразился азиатский финансовый кризис. Причина — стремительный обвал национальных валют и биржевых индексов стран Юго-Восточной Азии, спровоцированный перегревом экономики, а также непосильными государственными и корпоративными долгами. Больше всего от кризиса пострадали Индонезия, Южная Корея и Таиланд.

До кризиса Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия и Сингапур собирали больше половины мировых инвестиций. Но в середине 90-х годов в США, чтобы удержать инфляцию, денежные власти повышают ставку рефинансирования. Страны Юго-Восточной Азии в свою очередь также повышают собственные ставки — укрепляются азиатские валюты, падает конкурентоспособность продукции на мировом рынке из-за роста себестоимости. В это же время продолжает стремительно увеличиваться корпоративный и государственный долг азиатских стран.

14 мая 1997 года валютные спекулянты — от фонда Quantum Джорджа Сороса до Tiger Management Corp Джулиана Робертсона — атакуют тайский бат. 2 июля бат рухнул. В течение месяца шел обвал курсов индонезийской рупии, филиппинского песо и малазийского ринггита. В Индонезии кризис привел к массовым мятежам и смене государственного режима. Серьезно пострадала и Южная Корея. В начале декабря правительство уверяло, что краткосрочные обязательства корпораций не превышают 30-40 млрд долларов, а к 1998 году они перевалили за 150 млрд.

Международный валютный фонд выделил на преодоление последствий кризиса странам Юго-Восточной Азии больше 110 млрд долларов. Из которых 57 млрд были предоставлены Южной Корее на жестких условиях: продать иностранным компаниям два крупнейших национальных банка; допустить иностранные банки к проведению финансовых операций в Корее, а главное — ликвидировать компании (чеболи), на которые приходилось около трети ВВП. Национальные экономики стран Юго-Восточной Азии к 2001 году преодолели кризис и возобновили рост.

2008 — ?

В экономике назревает новый, искусственно создаваемый властями денежный пузырь, считает Михаил Хазин. Если власти не только России, но и других стран не успеют почувствовать тот момент, когда созданный ими денежный пузырь продолжит свой рост уже без их помощи, и запоздают с извлечением денег из экономики, нас ждет гиперинфляция, хаос на финансовых рынках и скорее всего новый спад.

В мировой экономике с начала года наблюдается все более увеличивающийся разрыв — финансовые рынки идут вверх, а реальный сектор экономики падает. Здравый смысл говорит, что такая ситуация не может длиться вечно: либо верх ножниц подтянет к себе низ, либо же, наоборот, финансовые рынки начнут падать к уровню, определяемому состоянием реального сектора, и экономика уйдет в новый виток кризиса. Для проверки этой гипотезы нужно всего лишь одно — перестать вливать в экономику государственные деньги и посмотреть, вернется ли частный спрос.

Собственно говоря, все заявления представителей монетарных властей ведущих экономик мира, МВФ и многих других «экспертов» о преодолении рецессии уже в ближайшее время преследуют одну-единственную цель — восстановление частного инвестиционного спроса и кредитования экономики. Но можно ли восстановить инвестиционный спрос в условиях явного избытка производственных мощностей? Власти Китая, например, видят в этом одну из ключевых проблем. На самом деле можно, если закрыть глаза на то, что речь идет о формировании нового финансового пузыря.

Чем отличается текущая ситуация от докризисной? Тем, что надуваемый сегодня пузырь — рукотворный. На его формирование идут либо бюджетные, либо печатаемые деньги. Но чем дальше растет пузырь, тем в большую панику впадают и сами финансовые власти, и участники рынка. Что произойдет, если этот рукотворный пузырь поведет себя так, как этого от него ждут? Если возобновится кредитование реального сектора под залог финансовых активов в докризисных масштабах и пропорциях, то это неизбежно вызовет резкий всплеск инфляции, с высокой степенью вероятности способной перерасти в гиперинфляцию.

Чтобы избежать инфляции, необходимо точно определить момент, когда пузырь начнет работать в режиме самоподдержки, и тогда нужно быстро начинать изымать из экономики ранее вброшенные в нее деньги. Если сделать это немного раньше, чем следует, экономика войдет в новый виток кризиса. И вытащить ее оттуда будет уже невозможно, поскольку все ресурсы были потрачены в ходе предыдущего цикла. Если денежные власти немного запоздают — тогда неизбежны инфляция, хаос на финансовых рынках и скорее всего новый спад.

Что касается российских монетарных властей, то они будут просто ждать, к чему приведут действия американской Федеральной резервной системы, Европейского центрального банка и прочих мировых финансовых институтов. Ждать и надеяться на то, что мировая экономика действительно оживет и спрос на природные ресурсы потянет вверх российский экспорт, а вслед за ним — и остатки ориентированного на внутренний спрос реального сектора.

На самом деле есть несколько наиболее вероятных сценариев развития российской экономики. Первый, базовый, исходит из предположения о том, что мировая экономика в 2010 году сумеет преодолеть кризис, перезапустить процессы кредитования и обеспечить устойчивый спрос на сырье. А это во многом будет зависеть от того, насколько правительствам западных стран удастся обеспечить устойчивый рост финансовых рынков (снизить волатильность торгов). В случае нормализации финансовых рынков у реального сектора экономики появятся надежные с точки зрения банков залоги для кредитования в виде акций и облигаций. Начнется рост реального сектора. Тогда оправдан прогноз и Минэкономразвития, и Минфина по российской экономике и бюджету на 2010 год. Прирост доходов бюджета в 2010 году может составить до 5 процентов, а экономика вырастет примерно на 1,5-2 процента.

Однако есть и другой вариант — властям не удастся нормализовать рост финансовых рынков, тогда мировая экономика в 2010 году продолжит падение. Российскому правительству придется принимать решение о девальвации рубля. Критическим моментом принятия подобного решения будет ноябрь 2009 года (до этого момента девальвация на каждые 10 процентов обеспечит один-полтора дополнительных месяца финансирования дефицита бюджета за счет средств Резервного фонда). На мой взгляд, это решение было бы правильным, поскольку позволит перезапустить рост в российской экономике, невзирая на то, что будет твориться в мире. В случае поздней девальвации или ее отсутствия при неблагоприятном развитии событий в мировой экономике неизбежно ухудшатся, и значительно, макроэкономические показатели российской экономики во второй половине 2010 года. Возможен спад ВВП, сопоставимый с показателями 2009 года. Если же девальвацию проведут вовремя, вливание денег в экономику России можно и нужно будет увеличивать, невзирая на значительный рост инфляции.

Получается, если иностранным государствам удастся финт с перезапуском мировой экономики, Россия вновь получит возможность «сидеть на трубе». Только никакого инновационного пути развития у нас не будет. Если же не удастся Бернанке (глава ФРС) и Трише (глава ЕЦБ) их операция, то финансовые рынки неминуемо начнут валиться, а вместе с ними цены на нефть могут достигнуть уровня в 30-32 доллара за баррель или даже ниже. Россия в этом случае рискует попасть в ситуацию, аналогичную началу 90-х годов прошлого века.

Но у нас есть шанс и самостоятельно выбраться из кризиса за счет глубокой девальвации рубля. Вот тогда точно придется полностью реформировать экономику.

Прогнозы развития

Оптимистические

Пессимистические

Аркадий Дворкович, помощник Президента РФ

Йоханнес Бернер, старший партнер Roland Berger Strategy Consultants

В последние месяцы ВВП России пошел в рост впервые после почти годового падения, но успокаиваться рано. Мы понимаем, что риски все еще очень велики, это пока еще неустойчивый тренд роста. Некая стабилизация достигнута, но именно на основе стимулирующих мер.

С обязательностью новой волны кризиса не согласен. Основной рецепт противодействия кризису — сместить акцент в господдержке с увеличения ликвидности и капиталов на стимулирование внутреннего частного спроса — и потребительского, и инвестиционного.

Существенных рисков для национальной валюты при ценах нефти выше 50 долларов за баррель нет. Правда, ослабление рубля, пусть и небольшое, на фоне роста расходов федерального бюджета в конце 2009 года не исключено.

Радикально новых мер мы не обсуждаем и считаем, что в целом структура антикризисного пакета у нас сегодня правильная. Сейчас мы интенсивно занимаемся гарантиями. Особое внимание уделяем региональным программам занятости. Возможно, что постепенно будет меняться структура этих программ: чуть меньше будет акцент на общественные работы, больше будет акцент на создание новых рабочих мест.

Пакет стимулирующих мер тоже дал некий позитивный эффект, но прежде всего стабилизация объясняется ростом цен на сырьевых биржах.

Новый виток кризиса возможен. Но более вероятен другой сценарий — затяжной период восстановления, длиной в несколько лет. Развитию препятствуют «плохие долги», ограничивающие возможность банков выдавать новые кредиты.

Макроэкономические показатели свидетельствуют в пользу стабильного рубля, но неизвестно, станет ли правительство отказываться от девальвации для повышения конкурентоспособности российской продукции.

Не так важен объем средств антикризисной программы, как то, как они расходуются. Огромные суммы были потрачены на спасение рабочих мест на неконкурентоспособных предприятиях, на различные программы занятости, многие из которых носят временный характер. Все это не способствует улучшению экономической ситуации.

Эльвира Набиуллина, глава Минэкономразвития России

Игорь Николаев, партнер, директор департамента стратегического анализа ФБК

Антикризисные меры, которые принимаются и по поддержке инвестиций, и по социальной поддержке, по расчетам МЭРТ, могут создать до полумиллиона новых рабочих мест. На них смогут прийти люди, которые высвобождаются из не очень эффективных предприятий.

Официальный прогноз ВВП ухудшился — минус 2,2 процента, по промышленности — минус 7,4 процента. Темпы снижения промышленного производства в 2009 году во многом будут зависеть от того, как будет работать и когда начнет работать антикризисный пакет правительства и от того, как будет вести себя кредитование экономики банками.

МЭРТ ожидает снижения объема инвестиций в РФ в 2009 году на 14 процентов.

Реальные доходы россиян в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года снизились на 6,7 процента. Не лучше обстоят дела и с реальной заработной платой, которая сократилась на 3,2 процента. По итогам года доходы россиян по сравнению с началом года снизятся на 8,3 процента.

Суммарная оценка антикризисных финансовых обязательств государства дает огромную цифру в 10,2 трлн руб. (23,7% от ВВП 2008 года). Около 92 процентов выделяемых средств направлено через банковский сектор. При этом чем больше денег закачивали в банковскую систему, тем хуже становились показатели банковской ликвидности. Это заставляет усомниться в правильности стратегии противостояния кризису.

Объем промышленного производства в 2009 году может упасть на 20 процентов. Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно вспомнить, что за последние десятилетия сопоставимые угрозы были только в 1992 году, в период перехода от плановой экономики к рыночной. Тогда промышленность упала на 18 процентов.

Наши ожидания не столь радужные: в 2009 году спад инвестиций в основной капитал составит не менее 15 процентов.

Роста реальных денежных доходов населения не будет. Минэкономразвития России еще в конце прошлого года рассчитывал на 2,5-процентный прирост этого показателя. По нашим оценкам, будет 15-процентный спад к концу 2009 года. Текущее и прогнозное состояние российской экономики таково, что трудно рассчитывать на появление стимулов к росту.

Доктор экономических наук И. ОСАДЧАЯ.

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (Российского государственного научного фонда) в рамках проекта № 06-02-02043а «Российская переходная экономика в зеркале мировой экономической мысли».)

Василий Кандинский назвал свою композицию 1917 года «Сумеречное».

1. Вкладчик сдаёт деньги в банк. 2. Забирает свой вклад - депозит. Если массовое изъятие депозитов превышает вклады, возникает первая полоса затруднений с ликвидностью. 3. Заёмщик получает кредит.

Схема показывает основные действия государства, поддерживающие финансовую систему страны.

На схеме представлены выплаты по корпоративному внешнему долгу, включая проценты (Россия).

Так изменялись индексы фондовых бирж России (Московской межбанковской валютной биржи - ММВБ и Российской торговой системы - РТС) на протяжении трёх месяцев.

Сегодня экономику развитых стран (их принято называть постиндустриальными) сотрясают удары жесточайшего финансового кризиса, сравнимого по масштабам и пагубности воздействия с кризисом 1929-1933 годов, - он вошёл в историю как «Великая депрессия». За истекшие годы у этих стран, казалось бы, появился арсенал средств, вполне способных оградить от подобных напастей. Да и глубоких кризисов за послевоенное пятидесятилетие в развитых странах, по сути, не наблюдалось. Были спады в темпах роста, рецессии, лопались «мыльные пузыри» на финансовых рынках. Правда, случались серьёзные кризисы в быстро растущих странах, и их приходилось спасать как раз постиндустриальным гигантам. Но таких катастроф, какую ныне переживают именно эти страны, не бывало. Серьёзность ситуации потребовала активного и нетрадиционного вмешательства государств.

Мировой финансовый кризис 2007-2008…

Год 2007-й стал исходным для кризиса, который вначале рассматривали как чисто американское событие (он разразился на ипотечном рынке этой страны) и вроде бы не представлявшее опасности для других экономик. Однако ход событий, подобно эффекту домино, стал вовлекать в орбиту начавшегося кризиса всё новые финансовые структуры, приобретая характер глобального, серьёзно обострившего финансовые проблемы, прежде всего, постиндустриальных стран. Один из американских исследователей М. Спелман отмечает: «Сегодняшний кризис оказался первым, истоки которого находятся не в развивающихся, а в развитых странах».

Этим он сильно отличается от тех кризисов, которые в 90-е годы прошлого века периодически поражали быстро растущие новые индустриальные страны мира. (Мексиканский кризис 1994-1995 годов; Бразильский 1998-1999-х; серия Азиатских кризисов 1997-1998-х, охвативших Таиланд, Индонезию, Филиппины, Южную Корею. Дефолт 1998 года в России был из той же серии.) Тогда именно постиндустриальные страны Запада вместе с международными организациями, прежде всего МВФ, своими финансовыми вливаниями в десятки миллиардов долларов помогли этим странам. Теперь жертвами кризиса оказались страны постиндустриальной экономики.

Каковы сходства и различия названных кризисов? Общее для них то, что все они развивались в условиях глобализации и резкого усиления финансовой взаимозависимости стран. Однако финансовые кризисы быстро развивающихся стран во многом связаны со слабостью их финансовых систем. Недостатки экономического развития, отсутствие жёсткой финансовой дисциплины, дефицит бюджета, огромные займы и, следовательно, рост государственного долга - всё это в конечном счёте вызвало крах доверия, массовую продажу государственных и частных ценных бумаг, утечку капитала. То были кризисы роста, связанные с отставанием финансовой инфраструктуры от развития экономики в целом.

Нынешний постиндустриальный кризис, напротив, вызван тем, что финансовая инфраструктура развитых стран (прежде всего США), увлечённая строительством спекулятивных пирамид и «надуванием пузырей» (bubbles) (то есть искусственным раздуванием экономического подъёма на основе спекулятивных операций и роста цен), превысила реальное развитие своей экономики. Последствия тем не менее оказались теми же, что и в странах быстрого роста: утрата доверия на мировых финансовых рынках, паника на фондовых биржах, бегство капитала, натиск вкладчиков на банки и крах крупнейших из них. Отправной точкой катастрофы в этот раз стала самая развитая экономика мира.

Кризис заставил правительства США и других постиндустриальных стран использовать многие нетрадиционные меры спасения экономики, включая национализацию и выкуп обанкротившихся ценных бумаг, и не просто обратиться к испытанным мерам макроэкономической политики, но налаживать подлинно действенные методы международного сотрудничества правительств и центральных банков.

Очередной кризисный спад в постиндустриальных странах, начавшийся в 2007 году, вначале не вызывал особой тревоги: как и прежде, особенно в странах ЕС, замедлились темпы роста. Ответные меры макроэкономической стабилизации с её главными инструментами регулирования - бюджетным и денежно-кредитным механизмами - были обычные. Правда, их пришлось применять в условиях ожившей инфляционной угрозы. Долгие годы после нефтяного кризиса 70-х годов все постиндустриальные страны имели довольно низкие темпы инфляции, не превышавшие 2-3% в год. Однако вторая половина 2007 года отмечена значительным ростом цен на предметы потребления, вызванным ростом цен на нефть (особенно на бензин и другие энергоносители), а также повышением мировых цен на продовольственные товары.

Таким образом, принимаемые меры макроэкономического регулирования зависели от того, чему отдавался приоритет: борьбе с инфляцией или ограничению кризисного спада. Например, в странах ЕС больше опасались растущей инфляции. Поэтому здесь, несмотря на возможность развития кризиса, денежно-кредитную политику направили на дальнейшее закручивание гаек: так, в первой половине 2007 года ставка рефинансирования Европейского центрального банка была повышена с 3,5 до 4%. (Рефинансирование - погашение заёмного капитала за счёт получения новых ссуд обычно по более низкой ставке.)

В США перед угрозой глубокой рецессии, то есть спада производства, правительственные органы обратились и к поощрительной денежно-кредитной политике, и к стимулирующим бюджетным мерам. Начиная с сентября 2007 года Федеральная резервная система неоднократно снижала ставку рефинансирования, доведя её к концу 2008 года до 2%. А пытаясь стабилизировать рынок ипотечных кредитов, снижали резервную норму для крупных компаний-риэлторов. Одновременно правительство приняло решение о субсидировании частного спроса: из 168-миллиардного пакета экономических субсидий 100 млрд долларов было решено направить на повышение доходов среднего класса, чтобы увеличить его потребительский спрос, остальные - на помощь малому и среднему бизнесу.

Тем не менее кризис оказался необычным, он перерос в мировой финансовый кризис невиданного масштаба. Перечислим лишь наиболее значительные эпизоды его развёртывания и тех «спасательных операций», которые начали спешно предпринимать правительства развитых стран.

Исходным толчком для его развития стала следующая ситуация на рынках недвижимости в США. Экономический подъём, наступивший после кризиса 2001-2003 годов, толкнул ипотечные банки на рискованное расширение ипотечных кредитов для ненадёжных, «проблемных» заёмщиков. Цель такого шага - расширение рынков для бурно растущих строительных компаний. Так, если в 2001 году доля второразрядных займов (subprime loans) составляла 9% всех займов, а доля обычных - 57%, то к 2005 году ситуация в корне изменилась: доля первых повысилась до 20%, а вторых - снизилась до 35%. И на основе этих ипотечных закладных выросли триллионные пирамиды вторичных активов (деривативов), которые приобретали банки других стран, вложившие в эти, казалось бы, высоконадёжные и прибыльные ценные бумаги весьма солидные средства. В итоге начавшийся ипотечный кризис в США породил цепочку неплатежей и банкротств, распространившихся не только на всю страну, но и за её пределы. Кризис ликвидности (то есть острой нехватки платёжных средств для выплаты долгов и обслуживания нормального функционирования экономики) охватывал всё новые и новые банки и страны. (Схема вверху показывает, как возникает кризис ликвидности.)

К сентябрю этого года в США потерпели банкротство три из пяти ведущих инвестиционных банков, в их числе крупнейший «Lehman Brothers». На краю банкротства оказались две крупнейшие ипотечные компании - «Fannie Mae» и «Freddie Мас», - на долю которых приходится половина всех ипотечных долгов в стране. Правительство США вынуждено было взять их под свой контроль, а фактически национализировать. Вся верхушка обанкротившихся компаний должна была уйти в отставку. Цена этой операции, по подсчётам экспертов, составила от 25 до 100 млрд долларов. (Не говоря о том, что ипотечный кризис уже стоил инвесторам и потребителям сотни миллиардов долларов).

Далее последовала совсем необычная операция. После долгих дебатов Конгресс США принял закон о выделении 700 млрд долларов для выкупа казначейством ипотечных ценных бумаг и иных проблемных, потерявших свою стоимость активов у крупнейших банков и других финансовых институтов, включая банки-нерезиденты, имеющие значительный объём операций в США. Сумма колоссальная: ведь 700 млрд долларов - это 5% ВВП США, сумма, в 1,5 раза превышающая оборонный бюджет страны. Она означает также увеличение государственного долга до 82% ВВП.

В сентябре финансовый кризис обрушился на Европу и на Японию. Серьёзные финансовые проблемы возникли и в России. Залихорадило все фондовые рынки. Правительство Англии вынуждено было после банкротства национализировать один из крупнейших банков страны - «Bradford & Bingley». Страны Бенилюкса объединили свои финансы для спасения другого крупнейшего бельгийского банка - «Fortis». Те же проблемы возникли и в Германии, где с кризисом ликвидности столкнулся один из крупнейших кредиторов страны - «Hypo Real Estate», для спасения которого правительство Германии совместно с консорциумом крупных банков выделило значительную сумму денег.

Чтобы ослабить проблемы ликвидности, группа центральных банков (а она состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ), банков Англии, Канады, Японии, Швейцарии и Федеральной резервной системы США) приняла решение о выделении более 640 млрд долларов. Следующий серьёзный их шаг - единовременное снижение ставок рефинансирования на 0,5%: в США - с 2 до 1,5%; в зоне евро - с 4,25 до 3,75%; в Англии - с 5 до 4,5%.

Новым шагом по спасению финансовой системы европейских стран следует считать экстренное совещание стран ЕС, на котором принято решение о координации действий всех правительств стран зоны евро (а также Англии) и их центральных банков под руководством Европейского центрального банка. Правительства ведущих европейских государств заявили о выделении довольно крупных сумм (1,3 трлн евро) для спасения наиболее важных финансовых институтов, от работы которых зависит функционирование экономики каждой из этих стран. Причём предполагается, что каждая из стран-участниц будет использовать выделяемые средства по собственному усмотрению, в зависимости от тяжести ситуации. В то же время все согласились, что государство пойдёт не по линии национализации проблемных банков, а будет скупать их обесценивающиеся акции.

И в США, и в Европе начались проблемы в реальном секторе экономики. По прогнозам МВФ, в 2009 году рост ВВП в США составит всего 0,1%, примерно столько же в странах Европы, а в Англии ожидается даже небольшое сокращение роста.

В какой степени все названные меры государственной поддержки, сравнимые по своим масштабам лишь с тем, что предпринимали правительства во время Великой депрессии 1929-1933 годов, дадут эффект, покажет время. Но уже сегодня многие мировые финансовые и политические лидеры всё чаще говорят о необходимости кардинально реформировать мировую финансовую систему, которая должна отражать реалии глобализированного мира ХХI века. Полное несоответствие финансовой системы нынешним реалиям проявляется, в частности, и в том, что развивающиеся страны накопили значительные финансовые резервы и стали кредиторами развитого мира. Роли поменялись.

Кризис и Россия

Российская экономика почувствовала неприятности кризиса не сразу. Ещё летом 2008 года мы слышали высказывания наших экспертов о том, что нам этот кризис, вроде бы, и не страшен. Так, в июле председатель Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка - ВЭБа) В. Дмитриев в одной из своих статей в журнале «Эксперт» писал: «Россия оказалась относительно изолированной от финансового кризиса, который оказал лишь косвенное влияние через каналы сужения зарубежного кредитования». Правда, писал далее автор, «произошедший кризис - предостережение на будущее».

И это будущее не заставило себя долго ждать. Ровно через полмесяца тот же журнал с тревогой сообщал, что кризис уже ударил по нашей экономике и падающим притоком капитала в страну, и сокращением внутренней ликвидности, и быстрым снижением рентабельности российского бизнеса на фоне разгорающейся инфляции. Отрицательные эффекты нарастали как снежный ком. Два обстоятельства усугубляли ситуацию. С одной стороны, нерезиденты стали ускоренно выводить свои капиталы с денежных рынков России (деньги требовались в самих странах-инвесторах), а с другой - снижался доступ к западным кредитам, которыми в силу более низких процентных ставок, нежели внутри страны, вовсю пользовались наши корпорации, в том числе и банки. Нечем стало выплачивать накопленные огромные долги (внешняя задолженность банков и корпораций составила к этому времени 500 млрд долларов, из них 30 млрд - кратко-срочная задолженность).

Начал развиваться кризис ликвидности, залихорадило фондовые биржи. С сентября пошло почти непрерывное падение фондовых индексов на обоих наших фондовых рынках (ММВБ и PTC). В течение сентября и октября торги на биржах то приостанавливали, то вновь открывали, дабы сбить накал страстей, подогревающих панические волны продаж и массового сброса обесценивающихся акций.

Надо было начинать спасательные операции наподобие тех, которые проводили правительства развитых стран. Уже в середине сентября Центробанк и Минфин предприняли меры по закачиванию средств в банковскую систему. Важное значение имело решение Минфина выделить трём системообразующим банкам - Сбербанку, Внешторгбанку и Газпромбанку - бюджетные депозиты на сумму 1,1 трлн рублей. Одновременно Центральный банк снизил ставки отчислений в Фонды обязательного резервирования (ФОР) и снизил процентные ставки на собственные кредиты. Эти меры, как полагают, добавили в банковскую систему примерно 300 млрд рублей.

В начале октября появилось сообщение о новых гигантских вливаниях в банковскую систему страны. Ей по решению президента, принятому после совещания с ведущими правительственными экономистами, выделялись от Центрального банка субординированные кредиты на срок до 2019 года - см. схему на предыдущей странице. (Поясню: субординированный кредит - это привлечённый кредитной организацией на срок не менее 5 лет кредит, который не может быть истребован кредитором ранее окончания срока договора.) Эти средства распределятся между Сбербанком (500 млрд рублей), Внешторгбанком (200 млрд рублей), Внешэкономбанком (50 млрд рублей) и Россельхозбанком (25 млрд рублей). К тем 50 млрд долларов, которые Центральный банк разместит во Внешэкономбанке (ВЭБ) в целях финансирования задолженности корпораций, обязанных срочно выплатить внешние долги, следует добавить депозиты из Фонда национального благосостояния в размере 450 млрд рублей.

Речь, конечно, идёт не о любой компании, желающей получить кредит. Отбор основан на строгих принципах. Приведу их: «Компания-заёмщик должна свою основную деятельность вести на территории России в реальном секторе экономики. Такая деятельность должна иметь важное значение или для экономики региона, или для стратегических отраслей. Рефинансировать будут только те кредиты, которые привлекались для реализации инвестиционных проектов или приобретения активов именно в России. И, наконец, помощь будет предоставляться тем компаниям, которые самостоятельно привлекут софинансирование и разделят риски с государством».

Центробанк получил также право кредитовать без обеспечения на срок не более полугода коммерческие банки, имеющие высокий рейтинг надёжности. Цель этого шага - облегчить положение мелких и средних банков, кредитующих мелкий и средний бизнес.

Среди последних решений по борьбе с финансовым кризисом стоит отметить следующее: предполагается, что обесценивающиеся акции некоторых важных для страны компаний (прежде всего государственных) будут, как в Европе, скупаться за государственные деньги (по согласованию с этими компаниями). Однако, отмечают эксперты, это «не будет означать ни национализации», ни тем более возврата в социализм».

Одновременно, стремясь успокоить рядовых вкладчиков банков, принят закон, повышающий страховую сумму депозита с 400 до 700 тысяч рублей (кстати, аналогичные меры приняты и в других странах, охваченных кризисом).

Кризис стал оказывать влияние и на реальную экономику, и на уровень занятости. Проблемы могут возникнуть в строительстве, торговле, в сфере услуг. Многие российские компании уже планируют сокращение персонала в среднем на 10-15%. Как и на Западе, встали многие наши автомобильные предприятия, только начавшие восстанавливать своё производство из руин. Ожидается, что прогнозируемый на 2009 год темп роста ВВП, по самым оптимистичным оценкам, снизится с 6,7 до 5,5% (оценка МВФ). Однако более трезво мыслящие эксперты считают, что эта цифра будет значительно ниже.

Главная проблема сейчас - как направить кредиты в реальный сектор экономики, не допустить сокращения производства, более того - обеспечить выполнение тех программ, которые уже намечены правительством. Эксперты полагают, что важнейшее значение здесь имеет снижение налогов на предприятия (в частности, НДС) и замораживание тарифов естественных монополий.

В «спасательных операциях», направленных на преодоление нынешнего финансового кризиса, мы имеем одно важное преимущество, какого не было во время дефолта 1998 года. Это так называемые «подушки безопасности», созданные в годы бурного роста нефтяных цен и высоких темпов роста ВВП в последнее десятилетие. Речь идёт, прежде всего, о стабилизационном фонде, призванном обезопасить экономику страны от колебаний нефтяных цен, - закон об этом фонде после долгих дискуссий был принят в 2003 году. Помимо этой главной задачи фонд призван служить надёжным инструментом стерилизации излишних денег, притекающих в страну в виде потока нефтедолларов при повышении цены на нефть сверх порогового значения.

Со временем было решено разделить его на две части: Фонд будущих поколений (собственно стабилизационный фонд) и Фонд национального благосостояния, главная цель которого - стабилизация пенсионной системы, включая покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. Вот этот фонд, составляющий в настоящее время 2,3% ВВП, начали «распечатывать» и для решения проблем финансового кризиса.

Другой «подушкой безопасности» является значительный объём золотовалютных резервов. В настоящее время (несмотря на некоторое его сокращение вследствие проведения ЦБ операций по поддержанию курса национальной валюты на фоне оттока капитала и ослабления рубля) он всё ещё составляет внушительную цифру, превышающую 500 млрд долларов.

О роли государства в рыночной экономике

Итак, правительства стран, охваченных нынешним кризисом, по нарастающей ведут «спасательные операции» по выходу из него. Давние споры о том, надо или не надо государству вмешиваться в деятельность хозяйственного механизма, на время прекратились. Как сторонники государственного регулирования, так и его противники на Западе и у нас сегодня, как никогда, единодушны - вмешиваться надо, и чем скорее и масштабнее, тем лучше. Отступила позиция: рынок, мол, сам всё расставит по своим местам. И действительно, у государства, даже в условиях нормально действующей рыночной экономики, есть всеми признанные основополагающие функции.

Крупнейший специалист в развитии теории, обосновавшей необходимость государственного вмешательства в некоторые сферы экономики, американский экономист Р. Масгрейв писал: «Один рыночный механизм не может выполнять всех экономических функций. Государственная политика необходима для управления, корректировки и дополнения определённых его аспектов. Этот факт важно понять, поскольку он означает, что соответствующий размер государственного сектора в значительной мере есть вопрос технического, а не идеологического порядка».

Последнее замечание особенно важно: наличие государственного (или общественного) сектора не зависит от преобладания в правительстве тех или иных партий, от господства реформистской или консервативной идеологии. Как показала практика, речь может идти только о масштабах этого сектора, о формах и методах государственного вмешательства. Кратко напомню о них.

Экономические и социальные функции государства рождались с развитием потребностей цивилизованной рыночной системы, с обеспечением свободы конкуренции и честного партнёрства. Отсюда первая (и, возможно, главная) функция государства - функция законодательная, предусматривающая защиту свободы личности, собственности и предпринимательства - того, что составляет основу рынка. Иными словами: государство - это, прежде всего, закон и его исполнение.

Что же касается непосредственной вовлечённости государства в хозяйственную жизнь, то в разных странах и на разных этапах их развития оно бывает различным. Многое зависит от конкретных экономических обстоятельств, исторических условий и традиций, от господствующей идеологии, от партий, стоящих у власти. Однако есть сферы общественного воспроизводства, где рынок заведомо не справляется с удовлетворением потребностей общества или обостряет социальные проблемы, - так называемые «провалы рынка» (market failures). В подобных случаях у государства появляются особые функции, их осуществление может принимать разные формы - от полного огосударствления до государственного контроля (либо партнёрства с частным предпринимательством). К числу таких сфер относятся:

Производство «общественных благ»; их главная особенность - совместное потребление (оборона, охрана порядка, в значительной мере образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.);

Защита общества от «внешних эффектов» рыночной деятельности (прежде всего, защита природы, воздушной и водной среды);

Регулирование производства в отраслях, где возникают условия «естественной монополии» (производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжение и т.п.);

Корректировка неблагоприятных последствий рыночной экономики, рождающих социальное неравенство, безработицу, бедность;

Стабилизация экономики с помощью инструментов макроэкономической политики, призванной спасать её от кризисных спадов и инфляционного роста цен.

Государство, дополняя и облагораживая рынок, выправляя отдельные его «провалы», работает с ним в одной упряжке. Именно такой симбиоз вытащил капитализм из Великой депрессии 1929-1933 годов. Эти функции являются необходимым дополнением рыночной системы. Только вместе они образуют то, что ныне именуется не просто рыночной, а цивилизованной смешанной экономикой.

Однако у государственного вмешательства есть и свои пороки (по аналогии с «провалами рынка» их назвали «провалами государственного вмешательства» - government failures). Это и усиление налогового бремени, отрицательно сказывающегося на производственных и трудовых стимулах, и увеличение государственных расходов. Чрезмерность государственного вмешательства стимулирует борьбу заинтересованных групп за собственные выгоды («политическую ренту»), что вызывает рост бюджетных дефицитов. А расширение государственного сектора - нередко убыточного или малоэффективного - снижает конкурентоспособность страны. Гипертрофия государственного аппарата, рост бюрократии делают его косным, малоподвижным, работающим скорее на себя, чем на экономику. (Подробно о роли государства в рыночной экономике журнал рассказывал в № 6, 2006 г.)

Перечисляя обязанности государства по регулированию рыночной экономики, последней я назвала функцию экономической стабилизации, призванную сглаживать или предотвращать циклические колебания, защищать её от кризисов и инфляционных всплесков. Правительства развитых стран осуществляют эту функцию с помощью макроэкономической политики. Её главные инструменты регулирования - бюджетный и денежно-кредитный механизмы. Однако под влиянием новых процессов в мире в их использовании (как и в теоретическом обосновании) произошли существенные перемены. В условиях глобализации всеобщая взаимозависимость экономик отдельных стран усложняет проблему антикризисного управления. Наличие глобальных рынков капитала (когда капитал легко может притекать в страну и так же легко утекать из неё) препятствует мерам стабилизации экономики в отдельных странах вне зависимости от других.

Породив связанность и взаимозависимость экономик мира, глобализация потребовала и новых инструментов макроэкономического регулирования - прежде всего координации на уровне правительств, центральных банков, международных институтов. Но это-то и оказалось самым сложным и трудно осуществимым, поскольку в силу вступают различия в интересах и целях развития. Хотя, когда грозит полный крах, координацию всё же удаётся осуществлять. Так было во время «тушения» кризисов в быстро развивающихся странах. К такой же координации пришлось прибегнуть и во время нынешнего кризиса.

И тем не менее кризис есть кризис. Доверие легко обрушить, но не так-то просто восстановить. Требуются время, ответственная политика и совместные действия правительств и центральных банков, международные соглашения. Однако, как всякий кризис, он будет преодолён, прежде всего, благодаря тем мерам, которые предпринимает всё международное сообщество, включая Россию.

Для наших соотечественников слово «кризис» давно стало чуть ли не привычным. Мы довольно часто слышим его в новостях — ведь экономический кризис в России случается даже чаще, чем раз в десятилетие (если брать период после распада Советского Союза).

Однако не все точно знают, каковы причины экономического кризиса в России, чем это грозит простому гражданину, и когда это закончится. IQReview собрал в одном месте актуальную информацию и ответы на подобные вопросы.

Что такое экономический кризис, и каковы его признаки?

Если обобщить: экономический кризис — это комплекс событий, в ходе которых возникает значительное и резкое падение производства.

Т акая ситуация имеет целый ряд признаков, среди которых:

    Рост уровня безработицы.

    Существенное падение курса национальной валюты.

    Нарушение баланса спроса и предложения на различных рынках товаров и услуг.

    Уменьшение платежеспособности граждан.

    Уменьшение ВВП (или остановка роста — если до этого ВВП стабильно увеличивался).

    Уменьшение темпов и объемов производства в различных секторах промышленности.

    Отток зарубежного капитала.

    Снижение стоимости сырья.

Перечисленные «симптомы» являются лишь основными — на самом деле список проблем в экономике гораздо больше. Проявляются они обычно резко, комплексно (сразу несколько пунктов), и в значительном объеме. К примеру, если за год в стране вырастет уровень безработицы на 5%, то это плохо, но далеко не кризис. А вот если за полгода национальная валюта обесценилась на 30%, упал ВВП, обанкротилось несколько тысяч предприятий, упали характеристики в различных сферах экономики — это уже кризис.

Классификация кризисных ситуаций

Поскольку кризис — это явление крупномасштабное, его можно разбить на различные категории по ряду признаков:

    Частичный или отраслевой. Характеризуется тем, что охватывает отдельную отрасль экономики, не приводя к существенным проблемам в остальных сферах.

    Цикличный. Характеризуется тем, что происходит регулярно (повторяется примерно в равных временных промежутках). Обычно его причины заключаются в устаревании промышленного оборудования и технологий, что приводит к удорожанию продукции. Для преодоления подобных проблем требуется реорганизация структуры производства.

    Промежуточный. Схож с цикличным, отличается тем, что проблемы проявляются не так остро и резко. Также промежуточный кризис не является регулярным — не повторяется примерно в равных временных промежутках.

Также кризисные ситуации можно разделить и по локализации. Происходить они могут как в отдельно взятом регионе, в отдельной стране, нескольких странах (соседствующих), так и в большом количестве стран. Мировой экономический кризис — это и есть последний вариант, когда спад экономики наблюдается в нескольких крупнейших государствах одновременно.

Современная классификация экономики

По классификации NBER (Национальное бюро экономических исследований, США), состояние современной экономики состоит всего из 4 фаз:

Экономический цикл

    Пик (когда экономическая обстановка находится на максимально комфортном уровне).

    Спад (когда стабильность нарушается, и состояние экономики начинает стабильно ухудшаться).

    Дно (самая низкая точка спада).

    Оживление (преодоление низшей точки, после чего следует выход из кризисной ситуации).

Н емного истории: когда еще возникали серьезные кризисы экономики?

Чтобы подтвердить слова о том, что мировой экономический кризис — явление регулярное, приведем список наиболее крупных коллапсов экономики:

    1900-1903 годы. Кризис внезапно начался в большинстве европейских стран, чуть позже — и в США. Этот экономический кризис в России (в те годы — еще Российской Империи) начался еще раньше — в 1899. Причем в России он перерос в затяжную депрессию, которая длилась около десятилетия — до 1909.

    1914-1922, Первая Мировая война. Кризис разразился из-за военных действий, остановивших или серьезно пошатнувших работу тысяч компаний в странах-участниках. Проблемы начались еще до начала военных действий — когда обстановка стала накаляться, и на финансовых рынках началась паника.

    «Ножницы цен», 1923. Коллапс, затронувший экономику «молодого» СССР. Возник из-за отсутствия баланса между ценами на промышленные и на сельскохозяйственные товары.

    «Великая депрессия», 1929-1939. Сильнее всего отразился на США и Канаде, в меньшей мере — Франции, Германии, ощущался и в других развитых странах. Причины этого коллапса точно не установлены, существует несколько версий. Разразился он после биржевого краха в США, на Уолл-стрит (именно оттуда и пошло выражение «черный понедельник»).

    1939-1945, Вторая Мировая война. Естественно, что столь масштабные военные действия привели в упадок экономики как всех стран-участников, так и отразились на других государствах.

    Нефтяной кризис (или нефтяное эмбарго), 1973. Начался из-за отказа ряда стран (арабские государства, являющиеся членами ОАПЕК, Египет, Сирия) поставлять нефть в Японию, США, Нидерланды, Канаду, Великобританию. Главной задачей этой акции являлось давление на эти страны за поддержку Израиля в военном конфликте против Сирии и Египта. Этот экономический кризис России (СССР в то время) не принес негативных последствий. Наоборот: существенно выросли поставки нефти из Союза, а ее стоимость за 1 год возросла с 3 до 12$ за баррель.

    Распад СССР, конец 80-х и начало 90-х. Ситуация, приведшая к распаду Союза, развивалась под давлением нескольких факторов: санкции со стороны Запада, снизившиеся цены на нефть, отсутствие достаточного количества товаров широкого потребления, высокий уровень безработицы, военные действия в Афганистане, общее недовольство правящей верхушкой. Коллапс сильно отразился на странах Союза, в меньшей мере — на государствах, расположенных по соседству (из-за ухудшения или полного прекращения сотрудничества).

    Российский кризис, 1994. После развала Союза экономическая обстановка РФ находилась в плачевном состоянии, и с 1991 по 1994 год ситуация стабильно ухудшалась. Причинами проблем являлись ошибки при государственного имущества, потеря экономических связей, устаревшие технологии и оборудование на производствах.

    Российский дефолт, 1998. Развился из-за невозможности выплачивать государственные долги. Предпосылкой стал кризис в Азии, резкое падение цен на нефть и резкий рост курса доллара по отношению к рублю (с 6 рублей до 21 рубля всего за неполный месяц). Выход из ситуации был затяжным и сложным, и растянулся на несколько лет (для разных сфер экономики занял разный срок).

    Азиатский финансовый кризис, 1997-1998 (одна из причин российского дефолта). В той или иной мере отразился на всех государствах планеты. Развился из-за очень быстрого роста экономик азиатских стран, из-за чего в них начался массовый приток иностранного капитала. Как следствие — это привело к «перегреву», резким колебаниям на финансовом рынке и рынке недвижимости, и в дальнейшем — их дестабилизации и падению.

    2008-2011. Масштабы и последствия экономического кризиса сопоставимы с «Великой депрессией». Коллапс резко развился в США, начавшись с финансового кризиса. Перекинувшись на еврозону, он продлился еще дольше — до 2013 года. На российском сегменте кризис отразился слабо, и основные его последствия были преодолены еще в 2010.

    Текущий кризис (с 2014 года). Отразился на многих странах резким снижением стоимости нефти. Также влияние оказывают и санкции, которые нарушили экономические отношения между странами Запада и Российской Федерацией.

Экономическая ситуация в России: краткая история текущего кризиса

Поскольку последний крупный кризис для России еще не закончился, на нем следует остановиться подробнее.


Экономическая ситуация России

Одними из первых причин его развития стали «украинские события», в ходе которых полуостров Крым перешел от Украины к России. Также Российская Федерация начиная с первой половины 2014 года регулярно обвиняется во введении войск в Донецкую и Луганскую области Украины. Доказательства этих обвинений до сих пор отсутствуют, однако они все равно продолжают озвучиваться.

Для оказания давления на «агрессора» странами Запада (США и рядом европейских государств) были введены санкции в отношении РФ. Ограничения коснулись промышленного и финансового секторов, что привело к резкому ухудшению состояния из-за того, что ряд компаний лишился возможности получать «дешевые» кредиты за рубежом и покупать иностранное оборудование (сырье, технологии).

Параллельно с этим стали быстро снижаться цены на нефть. С 2012 по середину 2014 они находились в диапазоне 100-115$ за баррель, а уже в декабре 2014 достигли отметки 56.5$ (самая низкая точка с 2009 года). После этого стоимость нефти не стабилизировалась, а регулярно колебалась, причем при падении достигала отметки и 27.5$ за баррель (впервые с 2003).

Из-за того, что экономика РФ во многом зависела именно от экспорта нефти, это быстро привело к ухудшению экономики во всех ее отраслях (в дополнение к ухудшению, возникшему из-за санкций).

Сейчас (на начало 2017 года) страна из экономического кризиса постепенно выходит. Стоимость нефти стабилизировалась, и с осени 2016 года удерживается в коридоре 50-57 $ за баррель. Вместе со стоимостью сырья стабилизировалась и национальная валюта — около 55-60 рублей за доллар.

Чем такие проблемы грозят обычному гражданину?

Кризис ощущают не только компании в различных секторах экономики. Не меньшее влияние он оказывает и на обычного гражданина. Неблагоприятная обстановка приводит к следующим последствиям:

    Снижается зарплата (или замедляется, или останавливается ее рост).

    Снижается покупательская способность (из-за роста цен, уменьшающейся зарплаты, стремления экономить).

    Приходится отказываться от привычного набора продуктов, развлечений.

    Ухудшаются возможности в получении медицинской помощи, образования.

    Сокращаются рабочие места (это может привести как к увольнению, если у человека есть работа, так и усложняет поиски тем, кто ее ищет).

    Уменьшается выбор товаров в магазинах (не всегда, не критично, и не во всех сферах).

Прибавьте к этому и другие — нематериальные — проблемы. У населения, уровень жизни которого падает, ухудшается настроение — у каждого гражданина в отдельности. Если ситуация затягивается, может нарастать социальная напряженность: падает доверие к правительству, граждане активнее проявляют свое недовольство (в Сети, на митингах).

Причины возникновения кризиса

Теорий и объяснений причин кризисов существует немало, однако одной из наиболее распространенных является марксистская версия. Выдвинутая еще Карлом Марксом (1-й том «Капитала», 1867 год), она достаточно точно описывает суть проблемных ситуаций в экономике. Карл Маркс отмечал, что до конца XVIII века (до промышленной революции, когда во многих странах стало стремительно развиваться производство) не существовало регулярных циклов подъемов и спадов в экономике.

Согласно этой теории, кризис является неотъемлемой частью капиталистической экономики. Какой бы стабильной, надежной и сбалансированной не была экономическая система государства — кризисные ситуации в ней все равно случались, случаются и будут случаться дальше. Их можно «укротить», ослабить их воздействие, сделать более редкими, но полностью избавиться от них нельзя.


Раздача бесплатной еды безработным во время Великой Депрессии (США)

По словам автора, это объясняется тем, что любой капиталист (владелец предприятия) стремится к увеличению прибыли. Для этого нужно продать как можно больше товаров при наименьшей себестоимости их производства. То есть объемы производимой продукции достигаются максимальные.

Однако никто не контролирует баланс между общей стоимостью производимых товаров и реальными зарплатами населения (которое получает всегда меньше, чем производит — иначе капиталист не получал бы прибыли). Как результат, со временем это приводит к тому, что у владельца производства падает прибыль.

Чтобы этого избежать, он начинает предпринимать активные действия, которые направлены либо на наращивание объемов товаров, либо на дальнейшее снижение себестоимости производства. Когда это не помогает — начинаются сокращения на предприятиях вплоть до их банкротства. В результате растет безработица, освободившееся место на рынке стремятся захватить конкуренты, которые далее столкнутся с теми же проблемами.

Если обобщить, то каждый новый экономический кризис возникает из-за отсутствия баланса между производством и потреблением товаров и услуг.

Если оценивать более узко, то среди причин проблем можно выделить:

    Неконтролируемый рост инфляции.

    Ориентирование на какую-то одну отрасль экономики и недостаточное внимание к остальным сферам.

    Политическая нестабильность.

    Ошибки в управлении.

    Устаревание производства.

    Выпуск неконкурентоспособной продукции, которая уступает импортным товарам, и при этом стоит не дешевле (или ненамного дешевле) их.

Пути выхода из кризиса

К аждая кризисная ситуация — индивидуальна, и поэтому единого «рецепта» по ее преодолению не существует. Однако можно обобщить несколько основных шагов, которые необходимо предпринять власти для решения проблемы:

    Диверсификация бюджетных средств: создание максимального количества путей получения дохода. В этом случае из-за падения производства в какой-то одной отрасли (как сейчас в России — цен на нефть) экономика в целом пострадает меньше.

    Создание рабочих мест — для повышения занятости населения. Для бюджета это полезно тем, что будет поступать больше средств в виде налогов, и, вдобавок, население будет больше тратить, стимулируя производство. Чтобы создавать рабочие места, необходимо поддерживать благоприятную атмосферу для ведения бизнеса.

    Сдерживание инфляции.

    Финансовый контроль: за обменным курсом, за процентной ставкой.

    Информирование населения и предприятий: о текущей обстановке, о прогнозах и перспективах, о рекомендациях по преодолению проблем.

    Обновление промышленной сферы: оборудования, технологий.

    Поддержка ключевых отраслей экономики, при необходимости — корректировка распределения бюджета (снижение расходов на менее важные отрасли и увеличение расходов на более важные).

О развитии и причинах финансовых кризисов (видео)

Мировой экономический кризис, который поразил ведущие мировые державы в период с 1929 по 1933 год, до сих пор считается самым тяжелым в истории. Его последствия были очень тяжелыми и носили глобальный характер.

Причины мирового кризиса экономики

Причины мирового экономического кризиса заключались сразу в нескольких факторах. Первый – это кризис перепроизводства, когда промышленность и сельское хозяйство производили больше, чем могли потребить люди. Второй – это отсутствие регуляторов финансового рынка, что привело к мошенничеству на рынке ценных бумаг, а в конечном итоге – к биржевому обвалу.

Начало мирового экономического кризиса

Началось все с Соединенных Штатов, после этого кризис распространился на страны Латинской Америки. Из-за высоких ввозных пошлин (правительство надеялось таким образом поддержать отечественного производителя) Америка “экспортировала” его в Европу. Финансовые взаимосвязи между странами ослабли из-за многочисленных торговых споров. Франция смогла избежать кризиса в 1929 году, когда он пришел в большинство европейских стран, но уже в 1930 сложное время наступило и для нее.

Какие страны больше всего пострадали в период мирового экономического кризиса

Итак, первый удар пришелся на США – 25 октября 1929 года на нью-йоркской фондовой бирже произошел полный обвал акций. После этого проявления кризиса стали нарастать, как снежный ком: за кризисные годы закрылось более пяти тысяч банков, объемы промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции сократились почти на треть, демографическое положение тоже было плачевным – прирост населения прекратился. Эти годы вошли в историю под названием “Великая депрессия”.

Сильнее всего от Великой депрессии пострадали афроамериканцы, так как их сокращали с рабочих мест в первую очередь.

Рис. 1. Афроамериканский рабочий.

Сильно пострадала от кризиса экономики и Германия – как и у Америки, у этой страны не было колоний, куда можно было сбывать излишки товара. В 1932 году, на который пришелся пик мирового кризиса, ее промышленность упала на 54%, а безработица составила 44%.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Именно на фоне кризисных явлений в экономике в политике и общественной жизни немцев усилилось влияние национал-социалистической партии под руководством Адольфа Гитлера, который впоследствии развязал Вторую мировую войну.

Рис. 2. Адольф Гитлер.

Другие мировые державы – Англия, Франция, Италия и Япония – пострадали от кризиса меньше, но все же удар по их экономике был нанесен существенный.

Все государства вынуждены были искать свои пути выхода в данной ситуации, в основном они заключались в усилении влияния государства на экономику и регулировании финансовых институтов.

Последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 годов

Несмотря на то, что преодоление кризисных явления во всех мировых державах началось довольно рано, процесс все же затянулся на 4 года и имел достаточно тяжелые итоги.

Рис. 3. Рынок в Германии в период экономического кризиса.

Сократилось промышленное производство и производство продукции в сельском хозяйстве, около половины трудоспособного населения осталось без работы, что повлекло за собой нищету и голод. Также обострились межгосударственные отношения, сократились объемы мировой торговли. К тому же этот первый экономический кризис вскоре породил и второй, хотя и менее масштабный.

Что мы узнали?

В статье по истории для 11 класса мы поговорили кратко о мировом экономическом кризисе 1929-1933 годов, а также о том, какие у него были особенности и последствия он имел для великих держав, кто из них пострадал сильнее всего и к чему это привело в результате.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 833.

Описание.

Экономика стран во время финансового кризиса
Сущность экономического кризиса
Мировой финансовый кризис 2008 года
Экономический кризис 2008 года в России и его последствия

Выдержка из работы.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономической теории и правовых отношений

Контрольная работа

«Экономический кризис как глобальная проблема»

по дисциплине «Мировая экономика»

                  Выполнил:

Студент эконом.факул.

2-см. заочно сокращенной

формы обучения

специальность

«Финансы и кредит»

Колмак ова А.В.

Провер ил:

К.э.н.д.к.

Николаева Э.В.

КЕМЕРОВО 2010

Введение

1.2 Мировой финансовый кризис 2008 года

1.3.Экономический кризис 2008 года в России и его последствия

Заключение

Литература

Ведение

Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности и даже кризисами.

Экономические кризисы можно подразделить на две основные группы.

К первой группе относятся традиционные циклические рецессии, и ценовые кризисы, связанные с внешними факторами (рост цен на нефть, рост цен на отдельные виды продовольствия в связи с неурожаем и т.д.).

Это отраслевые кризисы, связанные либо с банкротствами крупных участников отдельных рынков, либо с общим упадком отдельных отраслей. Это региональные кризисы, связанные со слабостью национальных валют. В качестве примера можно привести кризис августа 1998 года в России. Главной его причиной стал завышенный курс рубля по отношению к доллару, одним из механизмов поддержания которого были запредельные доходности на рынке ГКО. Соответствующий долг все время нарастал и в некоторый момент превысил возможности бюджета по его обслуживанию и рефинансированию.

Отметим, что все эти кризисы отличаются замечательным свойством: они могут быть разрешены в рамках существующих экономических механизмов, без изменения экономики в целом.

Вторая группа - это кризисы, которые разрушают один или несколько базовых экономических институтов, присущих той стране (или группе стран), в которой они происходят. Например, выход из состава СССР полностью разрушил все инвестиционные процессы на территориях прибалтийских республик, они живут только за счет все уменьшающегося транзита с территории России и на политические подачки западных стран (в первую очередь США), которые прекратятся, как только мировой экономический кризис вступит в полную силу.

Жизненный уровень населения резко упал, и нет никаких шансов вернуть его на прежний, социалистический уровень. Очень часто такие кризисы связаны с поражениями в войнах и с революциями.

Экономика имеет свойство развиваться циклически: у нее есть свои кризисы, подъемы, "бумы". Люди всегда стремятся к пику, "буму" своего благополучия, правительство - к пику развития экономики своего государства. Но экономика страны не может находиться вечно на пике своего развития, за ним неизбежно следует спад, кризис. Под этими двумя словами все мы понимаем нечто плохое, от чего нужно поскорей избавиться.

Кризисы отрицательно влияют практически на все и поэтому с ними пытаются бороться. Но даже в таких развитых странах, как США, Великобритания, Франция, Германия и других странах Западной Европы до сих пор не найдено "лекарства" для лечения экономических кризисов.

Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время в нашей стране, так как за сравнительно небольшой период времени в 15-20 лет мы находимся в состоянии постоянного экономического кризиса, который то ослабевает, то усиливается. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них.

1. Экономика стран во время финансового кризиса

1.1 Сущность экономического кризиса

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушения сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к совокупному спросу, нарушении условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях.

Все многообразие кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям.

Первое основание - по масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах.

Общие кризисы охватывают все национальное хозяйство.

Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики.

Так, финансовый кризис - глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах. Крайним проявлением финансового кризиса является неплатежеспособность государства по иностранным займам (во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. прекратили платежи по внешним займам Великобритания, Франция, Германия, Италия. В 1931 г. США на год отсрочили все платежи по внешним долгам).

Денежно - кредитный кризис - потрясение денежно-кредитной системы. Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также нормы банковского процента.

Валютный кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценении валюты отдельных стран (нехватка иностранных " твердых" валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).

Биржевой кризис - резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

Второе основание классификации кризисов - по регулярности нарушения равновесия в экономике.

Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени (другое название - циклические кризисы).

Промежуточные не дают начала полного делового цикла и прерываются на какой-то фазе; являются менее глубокими и менее продолжительными.

Нерегулярные кризисы имеют свои особые причины возникновения.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства и вызывается изменением структуры производства, нарушением нормальных хозяйственных связей и др. Примерами могут служить кризис морского судоходства 1958-1962 гг., кризис в текстильной промышленности 1977 г.

Аграрный кризис - это резкая приостановка сбыта сельскохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию).

Структурный кризис обусловлен нарушением нормальных соотношений между отраслями производства (однобоким и уродливым развитием одних отраслей в ущерб другим, ухудшением положения в отдельных видах производства). Например, в середине 70-х годов возник сырьевой и энергетический кризис.

Третье основание классификации кризисов - по характеру нарушения пропорций воспроизводства. Здесь выделяют 2 вида кризисов.

Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.

Кризис недопроизводства товаров - острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

Каков же характер нынешнего кризиса? Он явно выходит за рамки обычного. Можно выделить три его важные особенности.

Первая, Начавшийся в условиях глобализации, кризис охватывает практически все динамично развивавшиеся страны и регионы. Причем он сильнее сказывается на тех, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие; напротив, застойные страны и регионы пострадали от него в меньшей степени. Сказанное характерно и для внутриэкономической ситуации в отдельных странах, включая Россию, - самые серьезные проблемы наблюдаются там, где был экономический бум, тогда как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений. Это резко усложняет процесс выхода из кризиса: неясно, кто сможет стать "локомотивом" восстановления роста.

Вторая. Современный кризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать, какие структурные изменения произойдут, однако их результатом будет перераспределение сил в отраслевом и региональном аспектах.

Третья. Кризис носит инновационный характер. В последние годы много говорилось о важности инноваций, переводе экономики на инновационный путь развития; именно это и произошло в финансово- экономической сфере. Здесь возникли и быстро распространились финансовые инновации - новые инструменты финансового рынка, которые, как тогда казалось, смогут создать условия для бесконечного роста. Но, как выясняется теперь, многие лидеры финансового мира имели о них смутное представление, что привело к разным последствиям.

С одной стороны, финансовые инновации существенно изменили ряд товарных рынков, и, прежде всего важнейших сырьевых товаров. Цена на нефть всегда была плохо предсказуемой, однако она все-таки зависела от соотношения спроса и предложения, а потому в какой-то мере контролировалась производителями нефти. Несомненными историческими фактами являются как организованный арабскими странами - экспортерами нефти резкий скачок цен на нефть в 1973 г., так и осознанные (и также политически мотивированные) действия по их существенному снижению в 1986 г. В настоящее время, с развитием рынков вторичных финансовых инструментов, ситуация кардинально изменилась. Теперь цена на нефть почти не зависит от действий ее производителей и слабо реагирует на усилия членов ОПЕК и других нефтедобывающих стран. Сегодня она формируется на финансовых рынках и в головах финансовых брокеров, торгующих связанными с поставками нефти вторичными финансовыми инструментами, причем практически не имеющими отношения к реальному движению этого товара. Мир становится виртуальным, поскольку важнейшие экономические индикаторы складываются на рынках производных финансовых инструментов. Вряд ли эта ситуация будет сохраняться очень долго, так как реальный дефицит или избыток материальных ценностей рано или поздно даст о себе знать. Но пока надо принять факт существенного усиления роли виртуальных факторов в формировании важнейших хозяйственных пропорций.

С другой стороны, в условиях инновационного финансового бума экономическая и политическая элита утратила контроль над движением финансовых инструментов. Поэтому нынешний кризис можно определить как "бунт финансовых инноваций" - бунт машин против своих создателей.

Природа и механизмы великих экономических потрясений всегда загадочны и до конца непостижимы. Великие кризисы на десятилетия становятся предметом дискуссий экономистов, политиков и историков, им посвящаются сотни диссертаций и тысячи научных статей. Причем однозначные ответы не удается найти даже будущим специалистам по экономической истории.

    1.2. Мировой финансовый кризис 2008 года

Глубинной причиной кризиса стали дисбалансы в мировой экономике, связанные с избыточным потреблением в США. В последние годы население этой страны жило не по средствам, практически ничего не сберегая, а лишь потребляя заработанные средства (приложение см. рис. 1). Значительная часть населения жила в кредит, причем заемщики, просто не могли обслуживать объемы взятых кредитов, столь огромными они были. В первую очередь это касалось нижней части среднего класса - людей с доходами между 20-м и 35-40-м процентилями, получивших доступ к новым высокорискованным кредитным инструментам, таким, как «второсортная» (sub-prime) ипотека, но не умевших ими пользоваться. Из приложения рисунка 1 также следует, что в США наблюдалось постоянное, который покрывался ростом внешних заимствований. Безусловно, этот процесс не мог продолжаться бесконечно.

В середине 2007 г. на рынке ипотечного кредитования в США начался кризис, который вызвал волну недоверия к финансовой системе, прежде всего к производным финансовым инструментам. Стадии развития кризиса хорошо показывает TED спред - разница между 3-месячными ставками LIBOR и 3-месячными облигациями США (см. приложение рис. 2). Пик пришелся на сентябрь-октябрь 2008 г., когда банкротство крупнейшего инвестиционного банка Lehman Brothers и переход под государственный контроль страховой компании AIG парализовали всю мировую финансовую систему.

В результате возник жесточайший кризис доверия: даже крупнейшие финансовые институты, имеющие рейтинг ААА, резко снизили или закрыли лимиты (кредитование) друг на друга. Сложилась ситуация ступора, приведшая к коллапсу фондовых рынков.

Подобный процесс наблюдался и в России, когда резкое падение фондовых индексов сопровождалось уходом крупнейших банков, обслуживавших рынок акций. В стране три дня продолжалось обвальное падение рынка акций, что привело к дестабилизации всей экономики и вызвало сильный психологический шок, от которого все экономические агенты приходили в себя в течение нескольких месяцев. Однако рынок облигаций, обслуживаемый Сбербанком РФ, продолжал функционировать. Но и с этого рынка ушли три крупнейших банка: они закрыли лимиты на рынок облигаций из-за высоких рисков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!