Печное дело

Мужские игры в динамо психолог. Игра в "динамо" или привет от эрика берна

"...некоторые женщины играют в сексуальную игру, которую Эрик Берн назвал «Динамо»? Женщина флиртует с мужчиной, завлекает его. Вы скажете: и нормально. Так делают почти все женщины. Да, но у игруньи несколько иная цель, чем у барышни, которая стремится к близости. Игрунья не хочет счастья, она хочет оставить мужчину в дураках. Игрок, играя в любую игру, именно такую цель перед собой и ставит.
На протяжении нескольких лет я наблюдала, как одна очаровательная женщина-девочка реализовывала, ни на йоту не отступая от предписанных Берном правил, второй вариант игры «Динамо» – «А ну-ка подеритесь!». Она подсознательно подстраивала ситуацию так, чтобы её любовники встретились. Хотя, как вы понимаете, этого можно было запросто избежать. Но игрок, который играет в такие «злые» игры, произвольно выйти из игры не может. Ведь если ты останешься только с одним, то тебя ждёт близость. А ты этого боишься больше смерти. Но не осознаёшь. Почему боишься? Потому что в раннем детстве, когда ещё и сознания у тебя толком не было, кто-то из родителей тебе в этой близости отказал. Ты пережила жуткую, непереносимую для ребёнка боль. Но ты выжила. О предательстве родителя забыла, даже и боль тебя не тревожит. Остался только неосознаваемый страх: близость – страшная боль. Её нужно избегать. А ещё лучше отомстить, оставить в дураках того, кто потенциально может тебе эту боль причинить.
Мужчины, пережившие такую катастрофу в детстве, избирают свой путь бегства от близости. Это сексуальный сценарий Дон Жуана или Казановы. Донжуаны и казановы ведь не за женщинами бегают, а от женщин. Длительные отношения могут привести к близости. Когда ты любишь, то беззащитен перед другим человеком. Именно любимый может причинить самую сильную боль. Он может ранить твою душу, а может даже психологически убить. Как можно защититься? Верно – убежать от любви.
Славятся своими бесконечными победами на любовном фронте и те дамы и господа, которым в юности показалось, что они «гадкие утята». Как бы талантлив и красив ни был «лебедь», выросший из гадкого утёнка, всё равно червь сомнения будет точить его. Такому «лебедю» необходимо постоянно самоутверждаться. Кстати, милые дамы, многие мужчины не по своей воле подписались на роль покорителей сердец. Таким образом они заглушают в себе воспоминания о неудавшихся в юности романах.
Эрик Берн, который первый описал игры, в которые играют люди, полагал, что эти игры в большой степени программируются родителями. И программирование это жёсткое. Вот почему и самим игрунам, и их жертвам бывает так невесело от этих игр.
Но встречаются, как говорит Берн, и хорошие игры. Например, игра «Кавалер». Цель игрока – соблазнить женщину, доставить ей удовольствие. Женщинам тоже не возбраняется в неё поиграть с благой целью, поднять самооценку мужчине, показать его значимость. Например, барышня может играть с друзьями и коллегами в игру «Какой ты замечательный». Восхищаться тем, что мужчина делает, но не делать комплименты по поводу внешности. «Хорошие» игры отличаются от «плохих» целью. Повторю ещё раз: цель невротической игры – оставить партнёра в дураках, цель здоровой игры – доставить партнёру удовольствие."
Автор статьи Г.Б.
Речь идет о книге Эрика Берна "Игры, в которые играют люди".
(Перевод книги «Games People Play»).


Эрик Берн
Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)
Сексуальные игры

Люди играют в сексуальные игры, чтобы дать выход своим сексуальным влечениям или побороть их. Все эти игры по своей сути представляют собой извращение сексуальных инстинктов, так как источником удовлетворения становится не половой акт, а критические трансакции, представляющие собой кульминацию игры. К сожалению, это не всегда можно продемонстрировать с должной убедительностью, поскольку в такого рода игры люди играют в интимной обстановке, так что клинические данные о них мы получаем из вторых рук, и не всегда удается удовлетворительно оценить, в какой мере они искажены из-за пристрастности информанта. Например, психиатрическая концепция гомосексуальности весьма перекошена, так как более агрессивные и успешные игроки нечасто обращаются к психиатрам и последние в основном располагают сведениями об их пассивных партнерах.

В этот раздел включены следующие игры: "А ну-ка, подеритесь", "Извращение", "Динамо", "Чулок" и "Скандал". В большинстве случаев "водит" женщина. Это объясняется тем, что тяжелые формы сексуальных игр, в которых главное действующее лицо - мужчина, находятся на грани преступления (нередко переходят эту грань); поэтому их лучше отнести к следующему разделу: "Игры преступного мира". С другой стороны, часть игр может быть с одинаковым основанием отнесена и к сексуальным, и к супружеским играм. Здесь мы описываем только те из них, которые в одинаковой мере доступны и для супружеских, и для неженатых пар.


1. "А ну-ка, подеритесь" (АНКП)


Тезис . АНКП может быть маневром, ритуалом или игрой. Во всех случаях в основе лежит женская психология В силу своей драматичности и выразительности АНКП легла в основу множества произведений мировой литературы, как хороших, так и плохих.

1. Это маневр, но он очень романтичен. Женщина ловко сталкивает двух симпатизирующих ей мужчин, давая понять или даже пообещав, что будет принадлежать победителю. По окончании "сражения" она выполняет свое обещание. Это честная трансакция. Предполагается, что отныне дама и ее партнер "будут жить долго и счастливо".

2. Ритуал, исход которою скорее трагичен. Двое мужчин могут сражаться за женщину даже тогда, когда она этого не хочет или уже сделала свой выбор. Если побеждает не ее избранник, то она все равно может достаться победителю. В этом случае АНКП начинает не женщина, а окружающие ее люди. Если женщина не против этой борьбы, то трансакция будет честной. Если же она не желает состязания или разочарована его исходом, то ситуация открывает перед ней большой простор для игр, например "Давай надуем Джо".

3. Игра АНКП относится больше к разделу комических. Женщина, устраивая состязание между двумя соперниками, чаще всего пока они "сражаются", исчезает с третьим возлюбленным. Для нее и ее избранника внутреннее и внешнее психологическое "вознаграждение" следует из их позиции: честное состязание - для глупцов И это комическое происшествие составляет основу для получения ими внутреннего и внешнего социального "вознаграждения".


2. Извращение


Тезис . Гетеросексуальные извращения, такие, например, как садизм, типичны для Ребенка, находящегося в состоянии тревожности, поэтому подходить к исправлению этого явления надо соответствующим образом.

Трансакционная сторона, как видно из реальных ситуаций сексуальных контактов, вполне поддается воздействию путем анализа игр. Это открывает возможность социального контроля, поэтому даже тогда, когда извращенные сексуальные влечения остаются неизменными, они все же нейтрализуются на стадии действия.

Люди, страдающие слабой формой садизма или мазохизма, обычно занимают некоторую примитивную позицию, в основе которой лежит принцип необходимости в душевном равновесии. Они ощущают в себе сильный сексуальный потенциал и чувствуют, что длительное воздержание может привести к серьезным последствиям. Оба эти вывода совсем необязательно соответствуют действительности, но они образуют основу для игры "Калека" с девизом "Что же вы хотите от такого сексуального человека, как я?"

Антитезис . Он состоит в том, чтобы распространить принципы обычной вежливости на взаимоотношения со своим интимным партнером, то есть воздерживаться от словесного и физического бичевания и ограничиться более традиционными формами половой близости. Если Уайт действительно склонен к извращениям, то это выявит второй элемент игры (он часто находит свое выражение в сновидениях) сам по себе половой акт представляет для него лишь минимальный интерес, истинное удовлетворение он получает только от предшествующего половому акту унижения. Возможно, он не хотел признаться в этом даже самому себе. Но теперь ему становится ясно, что его основная жалоба состоит в том, что после всех предварительных трудов, ему приходится еще и заниматься любовью. Этот этап более благоприятен для начала конкретного психотерапевтического лечения. Сказанное выше чаще всего относится к так называемым "сексуальным психопатам" и не имеет отношения к преступным извращениям или к людям, ограничивающим свои сексуальные проявления фантазиями.

В некоторых странах игра, связанная с гомосексуализмом, детально разработана до такой степени, что представляет собой определенный ритуал. Многие случаи половой недееспособности людей, связанных с гомосексуализмом, возникают именно потому, что они превратили свою жизнь в игру. Гомосексуалист напрасно тратит огромное количество времени и энергии, которые можно было бы использовать в других целях. Анализ игр может помочь ему и его партнеру наладить свою жизнь так, чтобы наслаждаться всеми ее благами, а не посвящать себя собственной версии игры "Подумайте, какой ужас!"


3. "Динамо"


Тезис . В эту игру обычно играют мужчина и женщина. Более точным названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было бы "Катись отсюда" или "Благородный гнев". Игра может вестись с разной степенью интенсивности.

1. "Динамо" или "Катись отсюда" первой степени популярна на вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина (Уайт) демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне искренне скажет ему: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо" и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то может просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в этой игре, может играть в нее на протяжении всего вечера, так что мужчине приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать за ней, не привлекая к себе слишком большого внимания.

2. В игре "Динамо" или "Благородный гнев" второй степени Уайт (женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно. Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра иногда называется "Отвяжись, нахал"). Уайт заставляет Блэка скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством. Несомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется; ему пришлось затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как правило, он играет в разновидность игры "Бейте меня".

3. "Динамо"третьей степени - это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт (женщина) склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после близости с мужчиной фальшивым воплем: "Насилуют!" Если женщина хочет выдать случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги, либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не скромна, потому что у них на уме другая игра. "А ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей приходится кричать "Насилуют!". Это особенно часто происходит с молодыми девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из-за того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они вынуждены превратить свои роман в игру "Динамо" третьей степени.

В одной библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался участвовать в этой игре, после чего жена Потифара проделала совершенно классическое переключение на игру "А ну-ка, подеритесь". Это превосходная иллюстрация обычной реакции заядлого игрока на антитезис, а также тех опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.

Сочетание этих двух игр образует игру "Шантаж". В ней женщина, соблазнив Блэка, кричит: "Насилуют!", после чего в игру вступает ее муж, который шантажом вымогает у Блэка деньги.

У игры "Динамо" тот же детский прототип, что и у игры "Фригидная женщина": девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм [Моэм, Уильям Сомерсет (1874-1965) - английский писатель.] в книге "Бремя страстей человеческих" и Диккенс в "Больших ожиданиях". Здесь это игра второй степени. Более серьезная форма игры, приближающаяся к третьей степени, встречается в трущобах.

Антитезис . Способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличить выражение истинных чувств от хода в игре. Если он умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в игре "Катись отсюда".

С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.

В 1938 году автор этих строк познакомился с неким пожилым "Иосифом", который тридцать два года тому назад, бросив все, поспешно уехал из Константинополя после того, как во время делового визита в гарем одна из жен султана загнала его в угол. Ему пришлось оставить свою лавку и, прихватив с собой запас золотых франков, навсегда уехать из Константинополя.

Родственные игры . Варианты игры "Динамо", где главным действующим лицом является мужчина, приобрели печальную известность в коммерческих ситуациях: "В постели режиссера" (а потом она так и не получает роли) и "Сядь ко мне на колени" (а потом ее все-таки увольняют).

Анализ , приводимый ниже, относится к игре "Динамо" третьей степени, поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.

Цель : злонамеренная месть.

Роли : Соблазнительница, Волокита.

Иллюстрации . 1) "Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный"; 2) обесчещенная женщина.

Социальная парадигма :Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина): "Извините, если я зашел дальше, чем вам бы хотелось". Взрослый (женщина): "Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере".

Психологическая парадигма : Ребенок - Ребенок; Ребенок (мужчина): "Видишь, как я неотразим"; Ребенок (женщина): "Ну что, попался негодяй!"

Ходы :

  1. женщина - обольщение; мужчина - контробольщение;
  2. женщина - капитуляция; мужчина - победа;
  3. женщина - нападение; мужчина - крах.

"Вознаграждения ":

  1. внутреннее психологическое - выражение ненависти и проекция вины;
  2. внешнее психологическое - избегание эмоциональной сексуальной близости;
  3. внутреннее социальное - "Ну что, попался негодяй";
  4. внешнее социальное - "Подумайте, какой ужас!"; "Судебное разбирательство", "А ну-ка, подеритесь";
  5. биологическое - обмен сексуальными и агрессивными трансакциями;
  6. экзистенциальное - "Меня не в чем упрекнуть".

4. "Чулок"


Тезис . Эта игра относится к той же группе, что и "Динамо". Ее наиболее очевидное свойство - эксгибиционизм, который по своей природе близок к истеричности. Например, женщина приходит в незнакомую компанию, и, еще не успев освоиться, вызывающе приподнимает ногу, привлекая к себе всеобщее внимание, и восклицает: "Ах, боже мой, у меня чулок пополз!" Это делается с расчетом возбудить сексуальный интерес у мужчин и разозлить остальных женщин. Конечно, на любые замечания относительно ее поведения Уайт отвечает протестами, призванными свидетельствовать о ее невинности, или же встречными обвинениями. Это делает игру похожей на классический вариант "Динамо". Отличительной чертой является отсутствие у Уайт умения адаптироваться в ситуации. Она почти никогда не стремится понять, что за люди ее окружают, или дождаться подходящего момента для своего маневра. Поэтому ее ход сразу же бросается в глаза как неуместный и ставит под угрозу ее взаимоотношения с другими членами группы. Несмотря на некоторую поверхностную "утонченность", она так всю жизнь и не может понять, что с ней происходит, так как судит о людях слишком цинично. Ее цель - показать, что окружающие ее люди похотливы, причем ее Ребенок и Родитель надувают ее Взрослого и не дают ему заметить ее собственное вызывающее поведение и здравомыслие большинства окружающих ее людей. Следовательно, эта игра саморазрушительная.

Женщины с более ярко выраженной патологией, имеющие большой бюст, часто сидят, заложив руки за голову, чтобы привлечь к нему внимание. Иногда они дополнительно привлекают внимание, упомянув о размере бюста или о какой-нибудь своей болезни, например, опухоли.

Смысл Игры состоит в том, что женщина демонстрирует своим поведением сексуальную доступность. Поэтому игра может приобретать и более символический вид, когда в нее играют недавно овдовевшие женщины, неискренне демонстрирующие свое положение вдовы.

Антитезис . Характерной чертой женщин этого типа является не только плохая адаптация, но и неприятие антитезисного поведения. Если подгоговленная психотерапевтическая группа игнорирует игру таких женщин или противодействует ей, то они могут перестать посещать консультацию В этой игре особенно следует разграничивать антитезис и "репрессии", ибо последние означают победу Уайт. В игре "Чулок" женщины более изобретательны по части контрходов, чем мужчины, которые, впрочем, мало заинтересованы в том, чтобы игра прекратилась. Таким образом, лучше всего оставить антитезис на усмотрение женщин.


5. "Скандал"


Тезис . Классический вариант этой игры обычно разыгрывается между авторитарным отцом и дочерью подростком. Причем мать в такой семье чаще всего сексуально заторможена. Отец приходит с работы и начинает придираться к дочери, а она в ответ грубит. Первый ход может сделать также и дочь. Нагло разговаривая с отцом, она вызывает придирки с его стороны. Постепенно и голоса становятся громче, и ссора набирает силу. Исход зависит от того, на чьей стороне инициатива. Существуют три возможных исхода 1) отец уходит в свою комнату, хлопнув дверью; 2) дочь уходит в свою комнату, хлопнув дверью; 3) оба расходятся по своим комнатам, хлопнув дверью. В любом случае конец игры "Скандал" отмечен хлопаньем дверью. "Скандал" является мучительным, но эффективным способом решения сексуальных проблем, которые возникают в некоторых семьях между отцом и дочерью-подростком. Они могут жить под одной крышей, только если постоянно злятся друг на друга и периодически хлопают дверью, что для каждого из них подчеркивает, что они спят в разных комнатах.

В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму: отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после ее возвращения тщательно осмотреть дочь, ее одежду и убедиться в том, что она осталась невинной. Малейшее подозрительное обстоятельство нередко вызывает ужасный скандал, в результате которого дочь могут выгнать из дому среди ночи. В конце концов события развиваются в худшем для семьи направлении и подозрения отца оправдываются. Тогда он устраивает скандал и выкладывает все матери, которая беспомощно наблюдала за развитием событий.

В "Скандал" могут играть два любых человека, стремящихся избежать сексуальной близости. Например, игра "Фригидная женщина", как правило, кончается именно этим. Игра "Скандал" относительно редко встречается между мальчиками-подростками и их родственниками, поскольку мальчикам легче вечером уйти из дому, чем любым другим членам семьи. В более раннем возрасте братья и сестры могут получить некоторое удовлетворение с помощью драки. Эта схема поведения в разном возрасте имеет различные мотивации. В США она приобрела, на наш взгляд, полуритуальную форму, санкционированную как телевидением, так и официальными педагогами и педиатрами. Среди английских "высших классов" драка считается (или считалась раньше) дурным тоном, поэтому не нашедшая выхода энергия расходуется в регулируемых строгими правилами "Драках" на игровом Поле.


Э.Берн. Игра "Динамо".

3. "Динамо"
*Тезис*. В эту игру обычно играют мужчина и женщина. Более точным названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было бы "Катись отсюда" или "Благородный гнев". Игра может вестись с разной степенью интенсивности.
1. "Динамо" или "Катись отсюда" _первой_ _степени_ популярна на вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина (Уайт) демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне искренне скажет ему: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо" и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то может просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в этой игре, может играть в нее на протяжении всего вечера, так что мужчине приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать за ней, не привлекая к себе слишком большого внимания.
2. В игре "Динамо" или "Благородный гнев" _второй_ _степени_ Уайт (женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно. Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра иногда называется "Отвяжись, нахал"). Уайт заставляет Блэка скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством. Hесомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется; ему пришлось затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как правило, он играет в разновидность игры "Бейте меня".
3. "Динамо" _третьей_ _степени_ - это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт (женщина) склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после близости с мужчиной фальшивым воплем: "Hасилуют!" Если женщина хочет выдать случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги, либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не скромна, потому что у них на уме другая игра. "А ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей приходится кричать "Hасилуют!". Это особенно часто происходит с молодыми девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из-за того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они вынуждены превратить свои роман в игру "Динамо" третьей степени.

В одной библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался участвовать в этой игре, после чего жена Потифара проделала совершенно классическое переключение на игру "А ну-ка, подеритесь". Это превосходная иллюстрация обычной реакции заядлого игрока на антитезис, а также тех опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.

Сочетание этих двух игр образует игру "Шантаж". В ней женщина, соблазнив Блэка, кричит: "Hасилуют!", после чего в игру вступает ее муж, который шантажом вымогает у Блэка деньги.

У игры "Динамо" тот же детский прототип, что и у игры "Фригидная женщина": девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм [Моэм, Уильям Сомерсет (1874-1965) - английский писатель.] в книге "Бремя страстей человеческих" и Диккенс в "Больших ожиданиях". Здесь это игра второй степени. Более серьезная форма игры, приближающаяся к третьей степени, встречается в трущобах.

*Антитезис*. Способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличить выражение истинных чувств от хода в игре. Если он умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в игре "Катись отсюда".

С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.

В 1938 году автор этих строк познакомился с неким пожилым "Иосифом", который тридцать два года тому назад, бросив все, поспешно уехал из Константинополя после того, как во время делового визита в гарем одна из жен султана загнала его в угол. Ему пришлось оставить свою лавку и, прихватив с собой запас золотых франков, навсегда уехать из Константинополя.

*Родственные* *игры*. Варианты игры "Динамо", где главным действующим лицом является мужчина, приобрели печальную известность в коммерческих ситуациях: "В постели режиссера" (а потом она так и не получает роли) и "Сядь ко мне на колени" (а потом ее все-таки увольняют).

*Анализ*, приводимый ниже, относится к игре "Динамо" третьей степени, поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.

*Цель*: злонамеренная месть.

*Роли*: Соблазнительница, Волокита.

*Иллюстрации*. 1) "Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный"; 2) обесчещенная женщина.

*Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина): "Извините, если я зашел дальше, чем вам бы хотелось". Взрослый (женщина): "Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере".

*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Ребенок; Ребенок (мужчина): "Видишь, как я неотразим"; Ребенок (женщина): "Hу что, попался негодяй!"

*Ходы*: 1) женщина - обольщение; мужчина - контробольщение; 2) женщина - капитуляция; мужчина - победа; 3) женщина - нападение; мужчина - крах.

"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - выражение ненависти и проекция вины; 2) внешнее психологическое - избегание эмоциональной сексуальной близости; 3) внутреннее социальное - "Hу что, попался негодяй"; 4) внешнее социальное - "Подумайте, какой ужас!"; "Судебное разбирательство", "А ну-ка, подеритесь"; 5) биологическое - обмен сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Меня не в чем упрекнуть".

Eric Berne (1964) определил шесть причин для игр: биологическую, экзистенциальную, внутреннюю психологическую, внешнюю психологическую, внутреннюю социальную и внешнюю социальную. Эти шесть «причин» снабжают терапевта важной информацией о проблемах, которые должны быть разрешены в терапии. Точно так же, как физиологическая система человека поддерживает гомеостаз в различных условиях окружающей среды, индивид в начале своей жизни развивает психологический гомеостатический баланс. Как только он устанавливается, этот гомеостаз поддерживается даже тогда, когда текущая реальность сильно отличается от первоначальных условий, существовавших в его семье. В результате, психотерапию можно рассматривать как процесс перекалибровки. В целях эффективности каждый большой фактор, вовлеченный в первоначальный гомеостаз, должен быть перекалиброван. Однако иногда изменение одного или двух факторов сдвигают другие факторы в новую и лучшую позицию. Для максимальной эффективности психотерапевт должен рассматривать и облегчать изменение в каждой из этих шести областей, как это требуется, в течение всего курса лечения.

Гомеостаз и шесть гомеостатических функций

Berne (1964) говорил: «Общие выигрыши от игр заключены в их стабилизирующих (гомеостатических) функциях. Биологический гомеостаз укрепляется поглаживаниями, а психологическая стабильность усиливается через подтверждение позиции» (С.56). Thorndike-Barnhart (1978) определяет гомеостаз как «тенденцию организма поддерживать свое внутреннее равновесие через регуляцию своих телесных процессов, то есть температуры тела, частоту пульса и состава жидкостей» (С.1012). Вставляя в этом определении слово «психологический» после слова «внутреннее» и заменяя слово «телесные» на слово «интрапсихические», мы имеем ясное понимание того, что имел в виду Berne под словом «гомеостаз»: «Тенденция индивида поддерживать внутреннее психологическое равновесие через регуляцию своих собственных интрапсихических процессов». Это подразумевает, что индивид неосознанно и автоматически принимает все, что усиливает его сформированные взгляды и, в то же время, игнорирует, обесценивает или неверно интерпретирует все остальное. Таким образом, если кто-то использует получение негативных поглаживаний и имеет экзистенциальную позицию не ОК-ности, любое противоположное свидетельство будет обесценено на любом уровне, необходимом для поддержания гомеостаза.

Следующие секции определяют шесть причин игр Berne и показывают, как каждая из них взаимосвязана и усиливает другие для поддержания первоначального гомеостатического баланса.

Фактор I : Биологическое вознаграждение от игр

Биологический выигрыш игр связан с тем, как человек получает поглаживания, необходимые для выживания. Подобно тому, как человек развивается от младенчества к детству и взрослости, существует прогрессивный переход от необходимости в физических поглаживаниях к необходимости в поглаживаниях признания и в структуре для их получения (Berne, 1964). Если теплота, внимание, улыбки, воркующие звуки, прикосновения, контакт глаз и другие необходимые лелеющие поглаживания являются доступными, они принимаются и используются. Ребенок начинает ожидать и искать позитивные физические поглаживания и движется к поиску и принятию позитивных поглаживаний признания и структуре для их получения. Однако, в тех слишком частых случаях, где здоровые поглаживания недоступны, редки или противоречивы, ребенок бессознательно начинает принимать негативные поглаживания – такие как грубое манипулирование и критику – так же, как и структуру для получения таких поглаживаний в будущем. Как только ожидание определенного паттерна поглаживаний устанавливается, развивается цепкая стабильность, приводящая, в конечном счете, к детскому решению относительно жизненной позиции и, позднее, развивающаяся в жизненный сценарий.

В этой статье мы ссылаемся на случай Риты, использованный Berne (1966, с.264-267), для иллюстрации взаимосвязи между шестью выигрышами от игр и того, как они усиливают друг друга. Отец Риты, алкоголик, был теплым и нежным в трезвом состоянии, а в пьяном – подлым и отвергающим. Такая противоречивость и непредсказуемость привела Риту к ожиданию гадости от своего отца, а позднее, от всех мужчин, потому что было слишком больно надеяться на хороший отклик и чувствовать заброшенность со стороны своего отвергающего отца. Так как она не могла сделать своего отца постоянно любящим, было проще ожидать худшего, чем встретить его противоречивость; после этого она всегда могла заставить дела идти негативно, даже если это означало избегание своего отца, когда он был трезв и доступен. Со временем этот паттерн (Биологический – Фактор I) привел ее к экзистенциальной жизненной позиции (Фактор II), с которой все мужчины рассматривались как скоты, что, в свою очередь, привело ее к игре в «Динамо» (Rapo); это сохраняло ее боль сфокусированной в «здесь и сейчас», таким образом охраняя от воспоминаний о боли заброшенности со стороны отца в раннем детстве (Внутренний психологический – Фактор III). Такой стиль жизни защищал ее от того, чтобы научиться истинной интимности (Внешний психологический – Фактор IV) и давал ей много материала для обсуждения с окружающими, что фокусировало ее собственные фантазии (Внутренний социальный – Фактор V и Внешний социальный – Фактор VI). В следующих параграфах мы ссылаемся на эти взаимосвязи в обсуждении каждого фактора, так что их взаимоусиливающие свойства будут прояснены (смотри Таблицу 1).

Таблица 1. Шесть вознаграждений от игр Berne.

I Биологическое Система обмена поглаживаниями остается предсказуемой
II Экзистенциальная жизненная позиция Основная рамка отношений к ОК-ности и не ОК-ности себя, других и мира остается предсказуемой
III Внутренее психологическое Исходная первоначальная боль и решения вытекающие из ранней в ситуации(й) остаются подавленными и реактивируются в повторяющихся отреагированиях
IV Внешнее психологическое Взаимодействие с окружением в областях, где ожидается поражение, избегается и/или минимизируется
V Внутренее социальное Структурирование времени в фантазиях остается предсказуемым
VI Внешнее социальное Структурирование времени во взаимодействии с другими остается предсказуемым

Фактор II : Экзистенциальное вознаграждение от игр

Экзистенциальное вознаграждение от игры связано с установлением и постоянным подтверждением базисной жизненной позиции относительно ОК-ности ли не ОК-ности себя, других и мира в целом. Поддержание основной жизненной позиции может быть комфортным, потому что это предлагает чувство предсказуемости жизни, даже если это – иллюзия. Тревога, которая сопровождает точное восприятие непредсказуемости жизни, таким образом, минимизируется или избегается вовсе. Действительно, в определенной степени адаптивно иметь ложное чувство безопасности; было бы слишком трудно двигаться по жизни, осознавая в каждый момент, что можешь идти неправильно.

Однако для большинства людей, приходящих в терапию, проблемой является ложное чувство неуверенности. Жизненная позиция человека устанавливается в раннем возрасте и зависит от определенных поглаживаний, доступных в исходной семье. Если поглаживания первично негативны или недоступны, жизненная позиция личности также будет ограниченной или негативной. Уже, будучи взрослым, в условиях стресса, чем больше будут необходимы новые выборы, тем крепче клиент, в целях безопасности, будет цепляться за свою старую позицию со всеми ее ограничениями и недостатками.

Например, люди, чьей позицией относительно себя является «Я не ОК» будут усердно работать, чтобы заставить людей называть их тупыми – не думая и давая другим посмеяться над тупостью их поведения. Люди, поддерживающие позицию, что другие – не ОК, будут трудиться с равным упорством для доказательства такой точки зрения.

Gouldings (1979) отметили важность экзистенциальной позиции, когда они описывали четвертую часть своей формулы игры: «Расплата. Человек чувствует гнев, печаль, тревогу или вину и, таким образом, делает молчаливое заявление себе самому относительно себя и других, что утверждает его экзистенциальную позицию в терминах «Я ОК» или «Я не ОК» и «Ты ОК» или «Ты не ОК». («Я сердит. Она всегда критикует меня. Кажется, я никогда не смогу угодить ей.») (С.30).

Экзистенциальная позиция является ключом к пониманию вознаграждений от игр, потому что индивид структурирует свою жизнь вокруг подтверждения этой позиции. Этот целенаправленный, хотя и бессознательный, процесс делает жизнь более предсказуемой и, следовательно, более стабильной в уме индивида. Например, убеждение Риты (Berne, 1966), основанное на ее опыте со своим отцом алкоголиком, таково: «Все мужчины – скоты». Будучи взрослой, Рита играет в «Динамо» второй степени, то есть, она ведет себя соблазнительно, мужчина попадается, но когда он приближается к ней, она отвергает его. Мужчина затем становится гневным и часто бьет ее; таким образом, ее позиция относительно мужчин подтверждается, а паттерн поглаживаний, который она имела со своим отцом – бессознательно приводящий к негативному исходу – воспроизводится.

Фактор III : Внутреннее психологическое вознаграждение от игр

Внутреннее психологическое вознаграждение фокусируется на интрапсихическом уровне с целью избежать первоначальной боли. Пока человек играет в игру, он не имеет дела с болью, которая была подавлена во время первоначального решения. На другом уровне, «цель игры состоит, главным образом, в боли» (Holloway, 1973, с.19), то есть, игровая расплата является негативным, болезненным чувством, которое усиливает сценарий. Таким образом, клиенты сосредотачиваются на боли «здесь и сейчас» для того, чтобы избежать первоначальной боли; они не понимают, что страдание, и накопленная от повторяющегося на протяжении лет участия в играх боль, много больше, чем было бы при проработке первоначальной боли.

Следующий пример Gouldings (1979) иллюстрирует важность для индивида поддержания внутреннего психологического равновесия:

«Mary учит, что каждый человек получает свою собственную уникальную расплату, и что эта расплата является повторением важных незавершенных дел из прошлого. Gary , George и Gem играют в одну и ту же игру; они опаздывают к обеду, и их критикуют. Gary чувствует печаль и говорит себе: «Другие справляются настолько лучше меня», и «Я никогда ничего не делаю правильно». George гневается и говорит себе: «Кто они такие, во всяком случае, чтобы быть столь критичными», и «Я хотел бы быть самим собой». Gem тревожится и говорит: «Они должны думать, что я совершенно ужасный», и «Я всегда все путаю… Интересно, где я промахнусь в следующий раз!» Опоздание или объяснение опоздания является мнимо прямым стимулом. Секретное сообщение – «Критикуйте меня». Окружающие критикуют. Расплатой является то, что каждый чувствует и думает о себе самом и других. Все это находится за пределами Взрослого осознания. Это означает, что трое игроков не знают, что они опаздывают для того, чтобы их критиковали, и для того, чтобы чувствовать то, что они чувствовали. Они не знают, что воспроизводят в настоящем те сцены, которые являются повторениями незавершенных сцен в прошлом. Gary играл в эту же игру со своим отцом, Gem – с матерью, а George играет в игру, в которую его отец играл с матерью George » (С.31).

Что касается поддержания внутренней психологической стабильности, центральными фразами в этом примере являются: «эта расплата есть повторение незавершенных дел в прошлом» и «они воспроизводят в настоящем те сцены, которые являются повторением незавершенных сцен в прошлом». Если клиент регрессирует ко времени этих «незавершенных дел», мы видим ранние исходные сцены, на которых основываются раннее решение личности и экзистенциальная позиция, а так же «внутренний психологический» конфликт, с которым каждый клиент избегает встречаться через подавление.

В сущности, участие в игре включает эмоциональный шантаж, играющий человек скорее готов заплатить болью игровой расплаты «здесь и сейчас», чем иметь дело с изначальной болью. Ребенок предполагает «Я не могу вынести» первоначальную травму или боль в исходной сцене или сценах и, таким образом, через подавление первичной боли решается на «здесь и сейчас» боль от игры.

Возвращаясь к примеру Berne, Рита предпочитает игру в «Динамо» второй степени, чем повторное переживание первичной боли от понимания того, что главным отношением ее отца было отношение скорее с алкоголем, чем с ее матерью или с ней. Поскольку Рита избегает встречать эту боль (Внутренний психологический – Фактор III), она усиливает ранние паттерны поглаживаний, которые были у нее с отцом (Биологический – Фактор I), свою базисную экзистенциальную позицию, что все мужчины – скоты (Экзистенциальный – Фактор II), и свое раннее решение никогда снова не любить мужчин, которое было когнитивным результатом подавленной первоначальной боли (Внутренний психологический – Фактор III). Также она продолжает структурировать свое время (Внутренний и Внешний психологические – Факторы V и VI) таким образом, что это защищает ее от обучения задачам, включающих истинную эмоциональную близость (Внешний психологический – Фактор IV).

Фактор IV : Внешнее психологическое вознаграждение от игр

Внешней психологической причиной для участия в играх является то, что человек избегает во внешнем мире того, для чего не имеет достаточной внутренней поддержки. Например, трудно пробовать интимность, если внутреннее восприятие себя самого или других является не ОК-ным. Становится важным избегать реальных ситуаций в жизни, которые требуют вовлечения в чье-то окружение, такого как независимая жизнь, принятие обязательств, управление конкуренцией и достижение взаимозависимости. Играя в «Скандал» (Uproar), человек избегает интимности, играя в «Дурачка» (Stupid) – взросления, а играя в «Почему бы вам… Да, но» (Why Don’t You… Yes But) – ответственности за свои собственные проблемы.

Фактор IV похож на то, что психоаналитики называют «вторичная выгода» (Solomon & Patch, 1974). Например, клиент с истерически парализованной рукой не может работать и, следовательно, может остаться дома и быть окружен заботой со стороны других, таким образом, получая облегчение от неприятной ответственности.

Рита не встречает задачи построения истинных, любящих отношений, она не обращается к накоплению знания или умений, вовлеченных в такие отношения, как действительно необходимым, например, как быть ассертивной; как просить то, что тебе нужно; и как давать, отказывать, просить и принимать поглаживания всех типов. Без этих навыков нет достаточной внешней поддержки для того, чтобы иметь дело с ее первоначальной болью (Внутренний психологический – Фактор III) или для изменения ее паттерна поглаживаний (Биологический – Фактор I), ее жизненной позиции (Экзистенциальный – Фактор II) или ее способов структурирования времени (Факторы V и VI).

Фактор V : Внутреннее социальное вознаграждение от игр

Хотя Berne (1964) говорил, что внутренний социальный выигрыш от игр включает то, как человек структурирует время со своими близкими, тогда как внешняя социальная причина (Фактор VI) включает структурирование времени с посторонними, мы, как предложено Erskine (1981), включаем структурирование времени с любыми другими лицами в Фактор VI (Внешний социальный). А Фактор V (Внутренний социальный) пусть представляет то, каким образом одиночество (фантазии) структурировано так, чтобы усиливать заданные убеждения и паттерны. Например, человек может фантазировать о прошлом или будущем и вспоминать или ожидать некоторого усиливающего сценарий события, ситуации или разговора: «Из-за некоторых гнилых людей в этом отделе, я не имею реальной поддержки, чтобы стать начальником отдела. Если я не имею поддержки, то я на самом деле реально не принадлежу, и не имеет значения, насколько успешным я могу быть в продажах, и, следовательно, я недостаточно важен, чтобы принадлежать». Таким образом, через фантазию клиенты могут продуцировать свои рэкетные чувства без какого-либо взаимодействия с другим человеком.

Рита, например, могла думать о некотором социальном событии, в котором она была избита мужчиной, с которым она сыграла «Динамо», или, напротив, она могла фантазировать о будущей вечеринке и вызывать в воображении тот же неприятный опыт. Этими мыслями она может усилить свой паттерн поглаживаний (Биологический – Фактор I) и свою жизненную позицию (Экзистенциальный – Фактор II), избежать боли отношений со своим отцом (Внутренний психологический – Фактор III), избежать обучения поддержания хороших взаимоотношений (Внешний психологический – Фактор IV) и иметь свои старые семейные истории, чтобы рассказывать их другим (Внешний социальный – ФакторVI) и самой себе (Внутренний социальный – Фактор V), все это - не покидая комнаты.

Фактор VI : Внешнее социальное вознаграждение от игр

В нашем контексте, этот фактор касается способа, которым мы структурируем время с другими и, особенно, игр, в которые мы играем с другими. Например, Рита играет «Динамо» с потенциально близкими мужчинами без желания близости, что она не может понять, не изменив все свои гомеостатические функции. Таким образом, она действует так, как будто она хочет близости без того, чтобы когда-либо действительно иметь с ней дело. Со своими подругами она могла играть «Подумайте, какой ужас!» (Ain’t It Awful) по поводу мужчин, этим самым избегая иметь дело с изменениями в ее структуре, которые потребовались бы, если бы она признала что мужчины как индивиды сильно отличаются друг от друга. Такое структурирование времени (Внешний социальный – ФакторVI) разрешало ей иметь комфорт и безопасность знакомого паттерна поглаживаний (Биологический – Фактор I), предсказуемую жизненную позицию (Экзистенциальный – Фактор II), подавлять боль ранней эмоциональной отверженности со стороны отца (Внутренний психологический – Фактор III), избегать задач, в которых она имела недостаток необходимых навыков (Внешний психологический – Фактор IV), и оправдывать свои негативные фантазии (Внутренний социальный – Фактор V) о мужчинах и безнадежности истинной любви.

Этот пример демонстрирует сложную, самоподдерживающуюся систему, похожую на систему рэкета, описанную Erskine и Zalcman (1979). Обе эти системы более корректно могли быть названы «Сценарная система», потому что и рэкеты, и игры являются элементами сценария и, таким образом, принадлежат «области трансферентных феноменов» (Berne, 1961, с.116). Каждый из шести факторов является элементом трансфера.

Психотерапия как процесс перекалибровки: начальная фаза лечения

Поскольку шесть факторов так сильно поддерживают друг друга, существенное изменение не может произойти в одном из них, без того, чтобы не произойти во всех шести. Вначале работой терапевта является построение рабочего альянса с клиентом через эмпатический вопрос, который соответствует психологическому гомеостазу клиента. В отношении Фактора I (Биологический) вопросы терапевта касаются адекватности личностной системы обмена поглаживаниями. Даются, получаются, отвергаются и запрашиваются ли трансакции в соответствии с реальными потребностями или обмен без необходимости ограничен и основан на старых паттернах. Если клиент ограничен, то как и в какой степени? Личность может быть ограничена во всех этих областях или только в нескольких. Информация, которая позволяет терапевту понять обмен поглаживаниями, поступает из историй, которые клиент рассказывает о текущей жизни, детстве, и особенно из обмена с терапевтом «здесь и сейчас». Когда терапевт начинает понимать текущую систему поглаживаний клиента, будет полезно для оценки и в целях начала перекалибровки взаимодействовать так, чтобы мягко конфронтировать установленную систему клиента в проблемных областях. Например, если кто-то обнаруживает неспособность принимать позитивные поглаживания, но любит давать их другим, терапевт мог бы спросить о том, какой влияние, по мнению клиента, мог оказать отказ клиента на человека, который давал поглаживание. В этом пункте такие нарушения привычного паттерна должны быть нацелены больше на мягкое смущение, чем на инструктирование. Целью является подрыв установленного обмена поглаживаниями и стимуляция Взрослого осознания, а не увеличение сопротивление изменению из-за преждевременной и слишком прямой угрозы установленному порядку.

В то время, когда терапевт оценивает и подрывает обмен поглаживаниями, также важно быть внимательным к экзистенциальным убеждениям (Фактор II) о себе, других и мире. Иногда эти убеждения открываются легко; иногда для их обнаружения необходимы структурированные упражнения и управляемые фантазии. Здесь, так же, терапевт хочет узнать об условиях, которые были в момент формирования этих убеждений. Задавая соответственно синхронизированные вопросы, терапевт может навести на мысль, что эти убеждения могут быть по большей части функцией частной прошлой ситуации клиента, чем повсеместно принятыми «истинами».

На этой начальной фазе лечения терапевт не конфронтирует прямо первоначальную боль (Фактор III), а скорее сосредотачивается на установлении связей между болью «здесь и сейчас» (соответствующее событие, послужившее причиной обращения человека за лечением) и болью «тогда и там» (пренебрежение, злоупотребление, неправильное воспитание и т.д.). Рассмотрение истории на сессии может быть дополнено автобиографическими опросниками, такими как Опросник Сценария Жизни (Holloway, 1973), который клиент заполняет вне сессии. С помощью мягкого и эмпатического расспрашивания о схожести, паттернах и повторениях текущий внутренний психологический (Фактор III) гомеостаз начинает разрушаться.

На этой фазе лечения терапевт мало занимается Фактором IV (внешний психологический) за исключением того, что замечает, что, вероятно, произойдет после начала изменения. Например, если индивид начнет спрашивать о том, в чем он нуждается, следует ли ожидать развития семейного кризиса? Если это так, терапевт может захотеть построить «сеть безопасности», возможно, встречаясь с семейной парой в течение нескольких сессий, во время которых могут быть созданы положительные связи относительно каждого ожидаемого изменения. Одна женщина так удивила своего мужа своей первой изящной ночной рубашкой, что он оказался неспособен заняться любовью; изменение было слишком драматичным и потребовало некоторой дополнительной подготовки.

Факторы V и VI (внутренний и внешний социальные), затрагивающие то, как человек взаимодействует с другими в реальной жизни и в фантазиях, обычно включают материал, который человек приносит в терапию для обсуждения. В дополнение к слушанию и научению, терапевту могли быть интересны другие возможности, но нужно не спешить предлагать изменения, которые являются слишком близкими к центральной проблеме. Маловероятно, чтобы вначале клиент осуществил такие изменения успешно, и подобные усилия могут даже подорвать существующую уверенность в возможности изменения. Однако иногда возможно облегчить успешное изменение на периферии системы, что поможет построить основание для последующих центральных изменений. Например, женщина пришла в терапию с такой низкой самооценкой, что она провоцировала злоупотребление. Две ее дочери-подростки жили со своим отцом и научились от него использовать и злоупотреблять ею. В начале терапии она даже близко не была к тому, чтобы требовать уважения и хорошего отношения для себя самой, но она была заинтересована в том, чтобы быть хорошей матерью. Следовательно, она могла увидеть, что ради них было важно, чтобы она потребовала хорошего отношения от своих дочерей. Польза, которую это изменение принесло в ее взаимоотношения с дочерьми, сильно увеличила ее уверенность и облегчила последующие изменения в ее гомеостатической системе в целом.

Фаза проработки в лечении

После сбора данных о системе обмена поглаживаниями человека, жизненной позиции и убеждениях, так же как информации о ранней первичной боли, от которой защищается клиент, фазах развития, которые еще надо завершить, и паттернах взаимодействия человека и после совместной, сочувственной и сострадательной работы, достаточно продолжительной для образования надежного альянса, в лечении начинается фаза проработки. Главная работа в этой фазе включает исцеление ранней боли, которая прежде была подавлена (Erskine, 1980). Клиент поощряется описывать, каково было быть ребенком в его семье с такими подробностями и яркостью, что это, в конечном счете, приводит к повторному переживанию. Поскольку человек восстанавливает связь с болезненными событиями, первоначальные чувства – гнев, печаль, ярость, отчаяние, страсть, одиночество и т.д. – открываются вновь, а защиты тела и разума против того, чтобы чувствовать их, ослабляют свою хватку. Эти изначально болезненные события никогда не могут быть стерты, но первоначальная боль переживается в успокаивающем и поддерживающем окружении. Это позволяет человеку переносить чувства достаточное для излечения время, не включая деструктивную систему защиты, систему, которая хотя и уменьшает восприятие боли, также уменьшает осознанность и живость (Erskine & Moursund, 1988).

Эта фаза требует терпения и веры со стороны терапевта; клиент часто чувствует себя потерянным, сконфуженным и уносимым течением и нуждается в доверии к внутренней силе терапевта, когда позволяет старому гомеостатическому балансу уйти. Полезной модальностью лечения в этот момент является расширенная, резидентная групповая сессия (уикэнд или дольше). Сила и защита, доступные, когда ко-терапевты интенсивно работают в течение нескольких дней с малым числом клиентов, позволяет клиентам двигаться вперед в неизвестное в целях излечения. Подобные события также обеспечивают глубокий опыт позитивных поглаживаний, во время которого клиенты открывают комфорт, который другие могут обеспечить им, так же как и комфорт, который они могут предложить другим. В идеале за таким опытом следует еженедельное продолжающееся индивидуальное и/или групповое лечение, в котором человек продолжает излечение ранней боли во время обмена поддержкой и комфортом с членами группы и практики бытия реальным вместо того, чтобы быть запрограммированным.

Многие техники могут помочь облегчить это излечение – психодрама, ролевая игра, диалог на «двух стульях» и т.д. – но акцент всегда находится на том, чтобы помочь клиенту вспомнить/пережить раннюю сцену или сцены и в этот раз выразить все чувства и мысли, которые не были выражены первоначально. Когда терапевты и участники группы реагируют эмпатически, клиенты чувствуют свою боль более глубоко, а не меньше. Erskine (1987) назвал этот феномен «сопоставлением» (juxtaposition). С осознаванием того, что боль, таким образом, усиливается, с течением времени может наступать излечение, и на глубочайших уровнях Ребенок клиента понимает, что он может ощущать и переживать боль, даже отказываясь от старых защит.

Вне сессий для продвижения излечения могут быть использованы другие техники. Клиент может держать, успокаивать и лелеять куклу, которая символизирует его самого, помогая, таким образом, построить новую и здоровую систему само-родительствования (self-parenting). Для продолжения выхода эмоций, которые необходимо выразить, могут быть написаны «неотправленные» письма в адрес значимых других из детства. Посещения кладбища также могут внести свою долю в исцеление ранее подавленной боли.

Без необходимости избегать первоначальной боли автоматически уменьшается ригидность гомеостатической системы, и все другие факторы становятся более податливыми для изменения. Соответствующей этому моменту рекомендацией часто является книга или пленка по самопомощи. Однако это также время большой тревоги и чувства неразрешенности (unsettled). Клиенты могут обнаружить, что они чувствуют интенсивную печаль, когда происходят новые позитивные переживания, и они могут чувствовать глубокую и смущающую зависть к своим собственным детям, так как их дети имеют родителей, которые исцеляют себя. Успокоенные, особенно членами группы, которые имели похожие чувства, что так чувствовать – нормально, клиенты могут быть способны рассматривать их скорее как проявления роста, которые надо отпраздновать, чем как индикаторы чего-то беспокоящего.

Укрепление и завершающая фаза лечения

Несколько факторов являются особенно важными на завершающей стадии лечения. Во-первых, желательно не прекращать лечение до тех пор, пока не будет развита сильная внешняя поддерживающая система. Старые взаимоотношения, если они не изменены принципиальным образом, будут толкать клиента в сторону его прежнего гомеостатического баланса. Следовательно, может быть важно помочь клиенту в пересмотре его многих важных текущих взаимоотношений. Возможно даже, что взаимоотношения, не имеющие потенциала для модификации, должны быть прекращены или, по меньшей мере, минимизированы.

Также важно быть уверенным, что клиент не просто очистил свои внешние действия и перенес игровую структуру в свои фантазии. Если это происходит, показана дополнительная проработка. Доказательствами того, что изменения действительно интернализованы, будут новые темы, новый тон и новые окончания большинства фантазий (dreems) клиента.

Обычно клиент дает знать, когда он готов к завершению. В тот момент терапевт и клиент могут использовать шесть факторов как проверочный список для оценки окончания. Клиент готов к окончанию, когда он имеет здоровую способность к обмену поглаживаниями; здоровое чувство уважения себя, других и жизни в целом; возможность видеть правду прошлого без защитного искажения; способность смотреть в лицо нормальным для своего возраста задачам развития; здоровые паттерны трансакций и поглаживаний с близкими и знакомыми; и внутренний диалог лелеющего и руководящего, а не извиняющего и осуждающего характера.

Brenda B . Bary , Ph . D . – сертифицированный трансакциональный аналитик, занимающийся частной практикой как психолог с государственной лицензией в пригороде Philadelphia .

Frederick M . Hufford , M . A . - сертифицированный трансакциональный аналитик, занимающийся частной практикой как лицензированный профессиональный консультант в Charleston , West Virginia , U . S . A .


Библиография

Berne E. (1961). Transactional analysis in psychotherapy. New York: Grove Press.
Berne E. (1964). Games people play. New York: Grove Press.Berne E. (1966). Principles of group treatment. New York: Grove Press.Erskine R.G. (1980). Script cure: behavioral, intrapsychic and physiological. TAJ, 10, 102-106.Erskine R.G. (1981, April). Licture: Six reasons people stay in script. Professional Training Program, Institute for Integrative Psychotherapy, New York, NY.
Erskine R.G. (1987). Licture: Juxtaposition: Treatment strategies for borderline and narcissistic client. Professional Development Seminar, Institute for Integrative Psychotherapy, Kent, Connecticut.
Erskine R.G. & Moursund J. (1988). Integrative psychotherapy in action. Newbury Park, CA: Sage Publications.
Erskine R.G. & Zalcman M. (1988). The racket system. TAJ, 9, 51-59.
Goulding M.M. & Goulding R.L. (1979). Changing lives through redecision therapy. New York: Brunner-Mazel.
Holloway M. (1973). The aim of the game is mainly in the pain. Monograph V, Medina, OH: Midwest Institute for Human Understanding.
Holloway M. (1973). Life script questionnaire. Medina, OH: Midwest Institute for Human Understanding.
Solomon P. & Patch V.D. (1974). Handbook of psychiatry (3 rd ed.). Los Altos, CA: Lange Medical Publications.
Thorndike-Barnhart (1978). Dictionary. Chicago: Doubleday.

Психологическая игра "Динамо" знакома многим. Она была исследована психологом Эриком Берном ещё в 60-х годах, но до сих пор будоражит умы и сердца людей. Посмотрим на неё ещё разок. Иногда человек обнаруживает, что с самого детского сада его отношения с противоположным полом были построены на основе "Динамо". И продолжают строиться по этому принципу.

"Динамо" — игра бессознательная. Игроки находят друг друга, один бессознательно начинает, другой — бессознательно подхватывает. Никто из них не отдаёт себе отчёт в происходящем. Берн описывает ходы в игре схематично так: Он и Она.

  1. Она — обольщение; Он — контробольщение;
  2. Она — капитуляция; Он — победа;
  3. Она — нападение; Он — крах.

Берн описывает и разные степени игры:

  • "Динамо" первой степени состоит из лёгкого флирта. Она демонстрирует свою доступность, с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только Он показал своё небезразличное отношение к ней, игра закончена. Она: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо" .
  • "Динамо" второй степени . Она получает удовольствие от его домогательств, но главное её удовольствие — отвергнуть его. Она заставляет его действовать смелее, чем при лёгком флирте (в "Динамо" первой степени). Когда он делает ей недвусмысленное предложение, она отталкивает его. И наслаждается его замешательством.
  • "Динамо" третьей степени может иметь тяжёлые последствия. Она склоняет его к близости, а затем заявляет, что он изнасиловал её.

Берн описывает "Динамо" как женскую игру. Однако она является обоюдной. "Динамо" можно сравнить с догонялками. Сначала я убегаю, ты догоняешь. Потом ты убегаешь, я догоняю. И мы нашли друг друга — оба любим догонялки. Здесь уже неважно, кто начал игру. Главное, что один сделал предложение к игре, а второй его принял. Яркие эмоции от игры не дают человеку оценить ситуацию критически. Он распознаёт "Динамо", когда игра близка к краху, а иногда и много позже — спустя несколько лет. По моим наблюдениям, "личностно растущие" играют более изящно — грубые ходы в игре для них очевидны. И чтобы поиграть, они вынуждены обмануть сами себя и "придумать" что-то затейливое.

Приведу примеры своих Клиентов:

  • "Динамо" первой степени: они давно знакомы как коллеги и много лет не виделись, живут в разных городах. Случайно встречаются на концерте. Он спрашивает, почему она не позвонила, когда приехала (приглашение к игре). На вопрос, где сейчас работает, она передаёт ему визитку (приглашение принято). Он тут же присылает смс со своего телефона: "Это я" (обольщение). Они общаются в антракте (контробольщение). После концерта она как будто не ищет его в фойе, а он присылает смс: "Рад был встрече, ещё увидимся" (капитуляция и победа), на её ответное смс с предложением пообедать (нападение) он отвечает: "Да, обязательно!" и пропадает (крах).
  • "Динамо" второй степени : они — коллеги, вместе работают над проектом. По ходу проекта она им искренне и эмоционально восхищается (приглашение к игре). Они "случайно" берут одну из частей проекта для совместной работы (приглашение принято). В ходе работы он допускает нечаянные прикосновения, знаки внимания, комплименты. Она как будто пропускает эти знаки или отвечает улыбкой (обольщение, контробольщение). Ходы в игре становятся всё смелее — он уже открыто приглашает её к себе домой, она сводит всё к шутке. Она приглашает его присоединиться к её компании на выходные (капитуляция), но он не приезжает (победа). По завершению проекта он приходит сообщить, что уезжает, она демонстрирует спокойствие и равнодушие, прощание он откладывает, но добавляет, что ей "от прощания не отвертеться" (нападение). Он уезжает, не попрощавшись (крах).
  • "Динамо" третьей степени: они коллеги, обращаются друг другу на "Вы". Начало похоже на "Динамо" второй степени — знаки внимания, комплименты, случайные прикосновения. Но когда он приглашает её домой, она соглашается (капитуляция и победа). На следующее утро после близости она демонстрирует исключительно деловой подход в работе, не флиртует и игнорирует его знаки внимания, продолжает общаться на "Вы". Через несколько дней он предлагает ей отношения (нападение), на что она отвечает, что ей был интересен секс на одну ночь, отношения же ей не нужны (крах).

Берн придерживался мнения, что выгода в игре заключается в том, чтобы избежать сексуальной близости, но получить сексуальные трансакции, при этом заявив: "Меня не в чем упрекнуть" . Задачу получить сексуальное удовлетворение, не замаравшись, можно трактовать и несколько шире. Игроку важно получить признание со стороны партнёра, ему нужна победа. И если ради этой победы нужно дойти до секса, он готов. Иными словами, чтобы получить комплимент, восхищение и признание, игрок провоцирует ситуацию или пользуется случаем и принимает приглашение к игре. Ему нужно подтвердить свою самооценку, выполнить программу "Я+, если нравлюсь другим".

Когда он видит, что партнёр эмоционально вовлечён в игру — это "победа". После неё он теряет интерес и переключается на следующего. Цель — получить восхищение, выполнить "Я+, если нравлюсь другим" . До секса он будет доводить дело с сильным партнёром, мнение которого особенно важно. Секс — инструмент, чтобы довести сильного партнёра до краха, и получить от него восхищение. Он не хочет любви, он хочет сожрать. Если соперник слабый, то, возможно, будет достаточно пары ходов, и без слов будет ясно, что победа уже одержана.

"Динамо" игра очень азартная и, потому опасная. В ней легко и быстро удовлетворяется голод на признание и достижения. И человек вместо того, чтобы достигать реальных успехов, ищет их в "Динамо". У него возникает иллюзия успеха, чувствует себя энергичным и востребованным. Работает тот же механизм, что и в нестабильной самооценке. На пике уверенности, получив внимание от партнёра, игрок представляет сцены счастья — миллион алых роз, признания в любви, страсть, которую невозможно обуздать, семейный уют. На пике неуверенности он теряет все — розы, признания, страсть и уют, и видит, как партнёр высмеивает его, втаптывает в грязь, возможно публично. В моменты протрезвления, он понимает неэффективность такого поведения, но отказаться от лёгкого способа почувствовать себя успешным оказывается тяжело.

Таким образом, он оказывается в психологической и эмоциональной зависимости — раз, тормозит свой рост и развитие — два, привыкает к такой модели отношений и рискует навсегда лишить себя искренних и открытых отношений — три. "Динамо" может прямо сказаться на карьере. Увольнение коллеги, с которым сотрудница была в игре "Динамо", спровоцировало её увольнение и переезд в другой город, где у неё были незавершённые отношения, так же основанные на "Динамо". Потеряв источник восхищения и энергии, она нашла способ его восполнить — снова в рамках игровых отношений.

Сейчас популярна тема пикап-тренингов. На них учат знакомиться и завязываться отношения с противоположным полом. Послушала "7 секретов для мужчин" одного из гуру в этой теме.

Угадайте, какой механизм заложен в "Секреты"? Да, старое доброе "Динамо". Сначала привлекаем её любопытство, интерес, короче — "обольщение", а потом "выдерживаем паузы", "ссылаемся на занятость", и даже открыто "демонстрируем свою независимость". Гуру смело даёт 100% гарантию. И я уверена, что результаты у его учеников действительно высокие.

Берн пишет, что выходом из игры может быть способность игроков избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать её под контролем. Для этого важно отличать выражение истинных чувств от хода в игре. Если человек умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от лёгкого флирта. На мой взгляд, разница между "Динамо" и флиртом — в силе эмоций при победе или поражении. Если партнёры переходят с флирта на деловой лад не может быть фрустрации, застреваемости на партнёре и потери самооценки. Берн добавляет, что часто в "Динамо" разумнее развернуться и бежать как можно скорее.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!