Печное дело

Успенский пост: история, традиции, питание. Успенский пост: история, смысл, питание

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

Через месяц после Петрова поста, 14 августа, начинается Успенский пост. Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери.

История

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: “Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост – ред.), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский – ред.), для зимы – зимний (Рождественский – ред.)”.

Святой Симеон Солунский пишет, что “Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас”.

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа.

Вальсамон об этом Соборе пишет: “Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября”.

Смысл

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.

Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.
Дорога к храму. Успение Пресвятой Богородицы.

Питание

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – “сварением пищи, но без елея”, то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, “если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август”.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим”.

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Что известно простому мирянину об Успенском посте? - самый строгий после Великого, самый короткий... Август, Преображение, мёд, яблоки, и, наконец, светлый праздник Успения. Вот, пожалуй, и все наши познания. А между тем, Успенский пост был самым поздним из всех многодневных. Отцы Церкви много спорили о его продолжительности и строгости.

Откуда есть пошел Успенский пост

Об Успенском посте вместе с «ТД» размышляли настоятель подворья Данилова монастыря в Подмосковье игумен Пётр (Мещеринов) и преподаватель кафедры литургики ПСТГУ, редактор отдела богослужения и литургики ЦНЦ "Православная энциклопедия" Александр Анатольевич Ткаченко.

Игумен Пётр : Посты сейчас действительно воспринимаются большинством православных как нечто устоявшееся и незыблемое. Это так. Но в обоснование церковных дисциплинарных постов необходимо на что-то ссылаться. В Апостольских правилах указывается только Великий пост, а также пост среды и пятницы. Другие посты входили в жизнь Церкви «явочным порядком». Е.Е. Голубинский в «Истории Русской церкви» пишет, что когда Русь принимала Крещение, Успенского поста еще не было, и что он установился чуть ли не после монголо-татарского ига.

В допетровской Руси к постам всегда было отношение самое строгое. В народе во все времена посту уделялось самое значительное внимание, гораздо большее, чем прочим Божественным и церковным установлениям.

А. Ткаченко : Упоминания об Успенском посте появляются в источниках Х-XI веков, что очень странно, поскольку сам праздник Успения отмечался повсеместно уже в V веке. Да и традиция готовиться к великим праздникам, соблюдая пост, появилась очень рано. Средневековые византийские ученые предполагали, что традиция поста восходит к апостолам, и выдвигали разные теории, объяснявшие, почему об этом посте не всем христианам было известно и почему многие его вообще не соблюдали.

По одной теории, изначально существовал длинный пост, который начинался сразу после Пятидесятницы и заканчивался к Успению. Со временем было решено сократить его до размеров Петровского поста.

По другой теории, Успенский пост совпадал с постами язычников и еретиков, а потому был перенесен на другое время. Однако известно, что ряд праздников Церковь специально установила в дни языческих торжеств для воцерковления бывших язычников.

Вероятно, первоначально Успенский пост был местной традицией христиан Сирии и Палестины.ВХ веке эта практика стала известна в Малой Азии и Греции. На эту традицию обратили внимание византийские ученые.

Преподобный Никон Черногорец в XI веке пришел к выводу, что пост является древним установлением и должен продолжаться с 1 по 14 августа. Ответ патриарха Николая Грамматика (1085 г.) на вопрос афонских монахов об Успенском посте был более двусмысленным: с одной стороны, он также отмечал древность праздника, но при этом разрешал употребление мяса в праздник Преображения, так что позже его мнение цитировалось как сторонниками, так и противниками соблюдения Успенского поста.

Обсуждение необходимости Успенского поста имело место на патриаршем соборе 1168 г., однако однозначного решения о его необходимости принято не было. Известный византийский канонист Феодор Вальсамон в 55-м ответе александрийскому патриарху Марку писал, что со времен патриарха Николая Грамматика было принято поститься не менее 7 дней перед праздником Успения, но, если кто-то желал, то не запрещалось держать и больший пост. Дальше в Византийской империи произошли катастрофические события, связанные с захватом Константинополя крестоносцами, а когда империя была восстановлена, споры уже стали неактуальны, тем более что двухнедельный Успенский пост к тому времени был уже повсеместным обычаем. В XIV-XV веках правила об этом посте входят в богослужебные уставы, хотя конкретные предписания о пище в период Успенском посте варьировались до конца XVII века

Почему же Успенский пост такой строгий?

Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий (рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня)? С чем это может быть связано, и всегда ли так было?

А. Ткаченко : Успенский пост стал строгим постепенно. Связано это с тем, что правила о пище в дни этого поста формировались в период распространения т. н. Иерусалимского устава, который сам по себе более строгий, чем уставы студийской традиции, использовавшиеся в Русской Церкви до XV века.

Иг . Пётр: У меня есть свое личное мнение. Мне представляется, что здесь уже очевидно влияние латинского взгляда на Божию Матерь как на «соискупительницу». Если мы рассмотрим смысл поста, то это либо покаянное действие, выражение скорби и печали, либо же ожидание некоего духовного события, подготовка к нему. Важно, что это духовное событие - не какое-то отвлечённое воспоминание или празднование, а то, что касается непосредственно жизни людей. Скажем, в Ветхом завете, когда Моисей взошел на гору Синай, израильтяне постились в ожидании повелений Божиих - Его заповедей. Собственно Великий пост и показывает это: с одной стороны, он носит скорбно-покаянный характер: мы сраспинаемся и спогребаемся нашему Спасителю, - с другой стороны, мы встречаем Пасху и готовимся к принятию Святого Духа в Пятидесятницу (Пятидесятница объединена с Пасхой в единый богослужебный период, поэтому Великий Пост - это приготовление и к Пятидесятнице тоже).

Успенский пост из самого события Успения Божией Матери таких смыслов заимствовать не может. Как мы знаем из Предания, для Божией Матери это было событие радостное, которое Она ожидала многие годы, дабы перейти в вечность ко Христу. И нам не пристало особо скорбеть по поводу разрешения Пресвятой Богородицы от уз земной жизни. Что же касается второй стороны поста - приготовления к некоему особому духовному событию - то и здесь мы «впрямую» этого не видим. Хоть Успение и называют часто «Богородичной Пасхой», мне это представляется не совсем корректным. С богословской точки зрения Божия Матерь, несмотря на то, что Она - «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», все же умерла по естеству. Её кончину нельзя сравнивать с искупительной смертью Бога за нас.

Успение Богородицы не является «домостроительным» для нашего спасения и не относится непосредственно к каждому из нас, как, скажем, Крещение, Воскресение, Пятидесятница. Поэтому тут, собственно говоря, нет того «приготовления», которое составляет один из главных смыслов поста; а готовиться постом просто к встрече праздника, хоть и великого и любимого всеми - это будет, говоря словами латинского богословия, «сверхдолжными заслугами».

Строгость Успенского поста можно объяснить тем, что кончина Божией Матери подспудно приравнивается к крестной смерти Спасителя, что вызвано, как мне представляется, латинским влиянием - переносом неких, скажем так, «соискупительных» восприятий со Спасителя на Божию Матерь. Это, кстати, очень хорошо видно в неканоническом и полном грубейших богословских несообразностей чине погребения Божией Матери, где Она почти уравнивается со Христом.

А. Ткаченко : Успенский пост заимствован из католической традиции мне представляется ошибочным, поскольку у католиков пост перед праздником Успения никогда не превышал одного дня. В отношении богородичных праздников общая тенденция заимствований - с Востока на Запад, а не наоборот.

Пост в жизни современного христианина

Иг. Петр: Мне кажется, что многим людям, которые уже прошли период неофитства, довольно тяжело поститься строго по Уставу. По опыту исповеди, лично я могу свидетельствовать, что поститься в полной мере людям тяжело. Большинство испрашивает различные послабления на пост.

Безусловно, послабления бывают, особенно в армии. Однако это была не полная отмена поста, не пренебрежение им, а именно послабление.

Это вполне соответствует каноническому церковному праву, так как послабление в посте разрешено путешествующим, больным, беременным и т. д. Ну и воинам, конечно, потому что они, по меньшей мере, находятся в путешествии.

Успенский пост и посевной календарь

На Успенский пост приходятся 2 Спаса - Медовый и Яблочный. В эти дни традиционно освещаются, соответственно, мед и яблоки. Было бы интересно попытаться найти связь между Успенским постом и русским посевным календарем.

Иг . Петр : Гораздо более тяжелым для крестьян был Петровский пост, потому что именно он совпадал с голодным временем, когда все зимнее уже съедено, а летнее еще не выросло, а молочного и мясного нельзя. И хотя наш народ к посту имел особое прилежание, это было настоящим подвигом. Полагаю, Успенский пост воспринимался на Руси легче, чем Петровский.

А. Ткаченко : Церковный календарь формировался независимо от сельскохозяйственного, т.к. в разных местностях плоды созревают в разное время. Обычай освящения «плодов земли» в храмах очень древний, засвидетельствованный в литургических памятниках, начиная с III века.


Успенский пост – это, в первую очередь, воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях, старание с помощью Божией преодолеть свои недостатки и возвратить мир и согласие в отношения с ближними, ежели оные были утеряны.

1. Что такое Успенский пост.

Успенский пост (в просторечии Спасовка, Спасы,...) - многодневный православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы. Соблюдается с 1(14) по 15(28) августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

2. История возникновения и установления Успенского поста.

Согласно предания, Богородица знала о времени своего перехода из этого мира. Она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой. Православные люди, желая хотя бы отчасти уподобиться чистоте Пресвятой Богородицы, восхвалить Ее соблюдают Успенский пост.
Со времени раннего христианства известен Успенский пост. Так, в беседе Льва Великого, Папы Римского, датированной приблизительно 450 годом, уже имеется указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский ), для зимы – зимний (Рождественский) ".
На Константинопольском Соборе 1166 года (под председательством патриарха Луки Хрисоверга) произошло окончательное установление Успенского поста. Все православные христиане должны соблюдать Успенский (Богородичный) пост с 1(14) по 15(28) августа.

3. Как себя вести во время Успенского поста

Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям, творить благие дела, проявлять терпение и сдержанность.
Как тело и душа едины в живом человеке, так и пост телесный тесно соединяется с постом духовным. Как душа проникает тело и оживляет его, так и пост духовный гармонично дополняет пост телесный. Святая Церковь заповедует: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды ".
Пост телесный - это воздержание от обильной, вкусной, сладкой пищи, отказ от пищи скоромной (более питательной) в пользу употребления пищи постной (менее питательной).
Пост духовный - это воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки, отказ от любимых грехов и прегрешений в пользу противоположных им добродетелей.

4. Как питаться во время Успенского поста.


Согласно церковному уставу, строгость трапезы в Успенский пост не отличается от Великого поста. Полностью исключаются мясные, молочные продукты, яйца. Тем не менее, Успенский пост считается самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.
К тому же Успенский пост совпадает с Медовым спасом (первый день поста). В этот день совершается освящение меда нового урожая и благословляется его употребление в пищу. Христиане день пекут постные блины с медом, булочки, плюшки с маком и медовые пряники.
На время Успенского поста приходится Праздник Преображения Господне, 6 (19) августа, когда разрешается употребить в пище рыбу. В этот же день приходится праздник Яблочный Спас - освящение яблок нового урожая, и благословляется употребление винограда в пищу.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 (28) августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день. Если же праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на другие дни недели, то поста уже нет.

Успенский пост – призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных.

Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед.

Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами овощами, в том числе, яблоками).

Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Но это далеко от истины.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря , и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли : таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

В дружной семье весть о том, что её мать находится на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас .

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери - это в первую очередь прошения о благоденствии живущих , пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа (ст.ст.) .

Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью, но позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице едиными устами с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой.

В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул:
«О, Дева! В Тебя вселился Господь - Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Её рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Вконтакте

Успенский пост это пост в православной церкви, установленный в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Продолжается пост две недели, с 14 августа по 27 августа каждого года и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский пост появился около 1000 года, когда из продолжительного компенсаторного летнего поста (для тех кто не соблюл Великий пост), по немощи человеческой, был исключён весь месяц июль, и первая часть поста стала заканчиваться в праздник апостолов . Вторая же часть того поста образовала Успенский пост, начинающийся с праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста 14 августа.

История Успенского поста

Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста - для каждого времени года свой (Успенский пост приходится на календарное лето, но считается уже осенним). Также была распространена традиция: тем, кто не постился в Великий пост, воздерживаться от Недели всех святых (воскресенье через неделю после Троицы) до Успения. На рубеже Х-ХI веков этот период был сокращен до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), а двухнедельный пост перед Успением (с 1 по 14 августа по старому стилю) был установлен на Константинопольском Соборе 1166 года.

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний».

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века - 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

Традиции на Успенский пост

Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям.

Согласно церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост, то есть исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения Господня. Согласно некоторым монастырским уставам, предписывается:

  • В понедельники, среды и пятницы - сухоядение.
  • По вторникам и четвергам - варёная пища без растительного масла.
  • По субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино.
  • В первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня по традиции совершается освящение мёда нового сбора.
  • В праздник Преображения Господня 19 августа можно употреблять рыбу, растительное масло и вино. В этот день в храмах освящаются гроздья винограда и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.
  • В праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа, если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а если приходится на другие дни недели, то поста нет.

Приметы на Успенский пост

  • Если в первый день поста вас случайно облили водой – к здоровью на протяжении целого года, вы сами упали в реку – к богатству.
  • Если в первый день поста, в , при сборе урожая вам на голову упало яблоко – к прибыли, упал орех – к удаче.
  • Если в день Преображения вам дорогу перебежал заяц, к хорошей новости.
  • Муха села на вас – к удаче, если вы ее убили – к несчастью и беде.
  • Каков , такой будет и январь.
  • На 20 августа отлетают журавли, осень скоро придет и зальет дождем.
  • Если на день вода в реках и озерах спокойная и течение почти не заметное, то и осень будет теплой и не дождливой, если в этот день стоит сильная жара, то и осень будет теплой.
  • В старину верили, что если 24 августа вам встречалось привидение, то грехов у вас много, нужно обязательно отстоять в церкви службу на день Успения.

Как поститься во время Успенского поста

Этот пост, с одной стороны, один из самых строгих. А с другой – он всегда считался легким, потому что можно было есть молодой картофель, овощи, фрукты и грибы. Виноград и яблоки разрешается есть после Яблочного Спаса (19 августа).

Во время Успенского поста нужно воздерживаться от сыра, мяса, масла, яиц и молока. С 14 августа (Медовый Спас) освящается медовый сбор, и его тоже можно употреблять в пищу. В понедельник, среду и пятницу самый строгий пост – сухоядение, то есть нужно питаться неотваренной пищей. Во вторник и четверг можно есть вареную пищу без масла. В субботу и воскресенье разрешено вино и растительное масло.

19 августа, в день Преображения Господня, разрешена рыба, как и в праздник Успения, если он приходится на среду или пятницу, а разговение начинается на следующий день. Если Успение Пресвятой Богородицы приходится на другие дни недели, то поста уже нет.

Однако в дни поста немаловажным является и духовное воздержание: от страстных и греховных движений, которые услаждают пороки, и от ссор и раздражения. Пост также строг к шумным развлечениям. Принято тратить меньше денег на еду, освобождая их для благотворительности.

Нужно помнить о том, что приучаться к посту необходимо постепенно. Человек, никогда прежде не постившийся, скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости, если начнет резко поститься. К тому же, он станет раздраженным и нетерпеливым.

Каждый сам должен определять, сколько в сутки ему нужно еды и питья, и постепенно уменьшать количество, сводя к необходимому для жизни минимуму. А главным правилом является то, что не нужно отягчать свои сердца пьянством и чревоугодием. Важно не забывать, что суть поста, прежде всего, не в отказе от животной пищи, а в том, чтобы ограничить удовольствия.

Пост призван сделать нашу телесную природу крепкой и легкой, которая могла бы подчиняться движениям духа и исполнять его требования. Все боголюбивые люди чувствовали, что пост – очень сильное средство, чтобы приготовиться к спасительным и великим делам, святые всегда строго постились и советовали другим.

Можно ли играть свадьбу во время Успенского поста?

Как известно, август — наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако если вы наметили свадьбу на август, обязательно играйте ее или до 14 числа или после 28.

Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост – это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста никогда долго вместе не живут.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!