Печное дело

Текст акафиста молитвы всецарице от рака. Молитвы православные на все случаи жизни

Молитвы православные на все случаи жизни читать и слушать онлайн на русском языке

Величественная по своей сути, она не единожды доказывала своими делами, земными и небесными, что чудеса существуют. Акафист иконе “Избавительница” – красивая молитва-обращение к Богородице, которая дарует избавление от всяческих бед, творя тем самым мир и покой в душах людей.

Акафист “Избавительница от бед”

История этой святой оставила позади не одно столетие. Видя неземные чудеса, паломники со всего мира сходились к ней, чтобы получить вечную Божью благодать.

Путь одноимённой иконы был проложен от греческих провинций, где она спасала целые народы и города от разного рода нашествий, до русских земель, где её чудотворные дела были также восхитительны.

Её из Афонской обители, где …

Одна из самых поистине чудесных историй, связанная с появлением и деяниями Божьими положена в основу этой молитвы. В ней – воля и дух людей, которые возродили христианство и открыли его мощь всему миру. Акафист Кресту Животворящему – это хвалебная ода силе всех православных людей, которые смогли отстоять свою веру в Господа.

Акафист Животворящему Кресту Господню

Своё начало это творение берёт ещё со времён римских императоров-язычников, которые пытались всеми возможными способами уничтожить любые напоминания о местах, где был распят Иисус, дабы таким способом унизить христианскую веру и заменить её язычеством.

И только через три сотни лет император Константин Великий издал указ …

Следует отметить, что икона Песчанской Богородицы (или как ее еще называют ) почитается как чудотворный образ практически каждым православным христианином.

Само явление божественного лика произошло в 1754 г., когда ее образ увидел в своем сне Белгородский епископ Иоасаф. Явленое чудотворное изображение Богоматери жалобилось на то, что ее попросту выбросили, и она оказалась среди груды мусора. Несколько позже епископ увидел ту же самую икону, но уже в одном из Изюмских храмов. Некоторое время спустя в том месте, где находился лик, соорудили православную церковь Песчаной иконы Царицы Небесной.

Акафист Божией Матери Песчанская

И с тех пор было много историй и …

Множество чудотворных икон Пречистой Богородицы почитаются Православной церковью и ее прихожанами. И не численное количество свидетелей существует помощи Господней. Одним из таких великих образов Девы Марии является . Акафист Божией Матери Державная принято читать в день ее явления народу 2 марта (15 марта по новому стилю).

Акафист Державной иконе Божией Матери и ее явление

Явление иконы Богородицы перед верующим народом произошло в 1917 году в начале марта, под Москвой в селении Коломенском. Следует отметить что этот день как раз-таки совпал с днем отречения от престола царя Николая II.

Жившей вблизи Коломенского села крестьянке Евдокии Андриановой таинственный голос во …

Из христианских источников сказано, что Иисус Христос был рожден Девой Марией от Святого Духа. Это произошло в городе Вифлееме в семье Иосифа Обручника. Иосиф был названым отцом Христа. Жили они бедно, хотя и принадлежали к царскому роду царя Давида.

Перед рождением Христа было такое чудо, как Благовещенье Девы Марии. Как только Божье дитя родилось, к нему поклонится пришли волхвы с дарами. Иосифу явился Ангел, который предупредил, что Иудейский царь Ирод хочет убить Иисуса. Именно поэтому Святое Семейство вынуждено было переехать в Египет. После возвращения из Египта семья жила в городе Назарет.

В двенадцатилетнем возрасте Христа взяли на праздник Пасхи в …

Есть много святых ликов Богородицы в православном христианстве. Но особо почитаемым среди них считается образ Донской Божией Матери. По некоторым утверждениям этот святой лик написан известным иконописцем Феофаном Греком. На данном лике Богородица написана в характерном для иконографического типа «Умилении». Золотой фон целиком потерян, но лики и облачения Божьей Матери и Младенца очень хорошо сохранились. На обратной стороне можно увидеть «Успение Богоматери».

Даже через такое длительное количество времени, данная икона осталась практически без изменений. Даже киноварная надпись не изменилась «Успение святыни Богородицы». Основной характерной особенностью данного лика есть то, что ножки Христа поставлены на левую руку Богородицы. А еще нехарактерным …

Чудесным явлением в православном мире можно окрестить эту Пресвятую. Её история интересна, а целительные возможности настолько реальны, что каждый приходящий к ней уносит в сердце великую надежду, которая со временем воплощается в жизнь. А акафист Толгской Божьей Матери своей красотой и силою приближает долгожданное чудо.

Акафист Толгской иконе

Появление этой иконы стало одним из величайших и удивительных чудес в христианстве. Она явилась Ярославскому епископу Трифону, что заприметил её, парящую в воздухе, на берегу реки Толги. Увидев лик с младенцем над землёй, он заплакал и ушёл в молитвах, забыв свой жезл. Это стало знаком для него и его собратий, и они …

На любой праздник, когда кого-то поздравляем, мы желаем многого, но основным в этом списке постоянно выделяем здоровье. На свете нет полностью здоровых людей. Одна беда это физическая болезнь, другая – психологическая и умственная. Говорят, что здоровье не купить. А что же делать и как можно его улучшить? Его можно попросить. В самые сложные минуты и жизненные ситуации мы часто обращаемся к Господу и Его Угодникам.

икона Божьей Матери «Всецарица» . Она находится в Ватопедском монастыре на Святой горе Афон. На греческом языке ее название звучит как Пантанасса. В отличии от других ликов, она небольшого размера. Период написания ее относят к 17 веку.

На этом образе можно увидеть Богородицу, которая одета в багряное одеяние и сидит на троне. У нее на руках находится Христос. В левой руке он держит свиток и благословляющую десницу. Богородица же правой рукой указывает на младенца, как на Спасителя человечества. За ее спиной находятся 2 ангела, которые осеняют крыльями …

Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.

Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.

Правила прочтения акафиста святым

Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.

Акафист – это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам

Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:

  1. Кондаки - 13 произведений, воплощающие в своих строках краткое содержание праздника или хвалебную оду святому, его чтение всегда заканчивается хвалой «алилуййя»;
  2. Икосы - 12 произведений, объясняющие суть праздничного события, всегда заканчивающиеся возгласом «радуйся».

Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.

Внимание! Послабление делается лишь для беременных женщин и немощных людей - им разрешено читать его сидя, в крайнем случае - лежа.

  1. В переводе с древнегреческого языка означает «неседальное пение». Поэтому торжественный гимн исполняется всегда в положении стоя.
  2. По благословению священника его можно читать как в стенах храма, так и дома.
  3. Перед его произнесением читаются предначинательные молитвы, именно они произносятся перед началом основных молитв.
  4. После их прочтения читают акафист и молитву.
Важно! Торжественную песнь разрешено возносить в любые дни, кроме великопостных.

Зачем читают

Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды - в субботу пятой седмицы Великого поста.

Обычно Богородицу просят:

  • о даровании исцеления в тяжелых болезнях;
  • об избавлении от наркомании и алкоголизма;
  • о помощи в воспитании детей;
  • о родоспоможении;
  • о победе над врагами и прочих важных моментах земного жития.

Акафист Царице Небесной поется лишь единожды - в субботу пятой седмицы Великого поста

Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:

  • при всяких скорбях, нуждах;
  • при переезде в новый дом;
  • об избавлении от греховной напасти;
  • при тяжелом материальном положении;
  • в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

Некоторые православные акафисты:

Важно! Перед первым самостоятельным прочтением акафиста рекомендуется прослушать его в церкви или в аудиозаписи. Тем самым будет понятно: с какой интонацией произносится гимн, где правильно ставить ударение, какая громкость и звучание должны быть у песнопения.

Сила акафиста

  • хвалебная ода поется в те моменты, когда на душе молитвенника очень тяжело, тем самым священная песнь наполняет ее радостью, счастьем и гармонией;
  • при самостоятельном регулярном чтении молитвенник сполна понимает всю сущность бытия и то, в чем заключается вера Господня;
  • если чтец в чем-то сомневается и у него нет возможности посоветоваться с клириком, то после совершения хвалебной песни сомнения пропадут сами собой и человек станет уверенным в себе и своих силах христианином;
  • акафист может исцелить как физические, так и духовные недуги - главное, иметь твердую веру в помощь с Небес.

Водосвятный молебен с акафистом

Молебен - это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.

Водосвятный молебен

Внимание! Водосвятными называются те молебны , в которые включен чин освящения воды. По его окончании читается акафист Отцу Небесному, Богородице, святым, архангелам, ангелам.

Вода освящается особым чином:

  1. Для водосвятия на стол посреди храма устанавливается чаша, наполненная водой, Распятие и Евангелие, зажигаются свечи.
  2. Клирик начинает чтение псалмов, тропарей, совершается крещение и каждение воды.
  3. По окончании молебна те из прихожан, кто заказывал его служение, получают святую воду для пития с верой и молитвой, одновременно прося у Бога прощения грехов и избавление от недугов себя и своих близких.

Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.

Она является спасительной для верующего человека.

Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.

Как подавать записки для молебна

  1. Для того, чтобы батюшка помолился вместе с самим молитвенником на молебне, необходимо подать в церковную лавку записку с именами тех, за кого будет возноситься молитва.
  2. Каждое имя следует вписывать в родительном падеже (отвечать на вопрос кого? - Иоанна, Нины, младенца Сергия, отроковицы Екатерины).
  3. Имена следует указывать те, что даны человеку в Таинстве Крещения, написание их должно быть церковным (например, Дмитрия - Димитрия, Ивана - Иоанна, Татьяны - Татианы).
  4. Фамилию, родство, гражданство - писать не нужно, можно лишь указать нужду - болящего, воина, путешественника.
  5. На одном бланке нужно указать не более 10 имен, но если есть желание помолиться за большее количество человек, то следует подать несколько записок.

Читайте статьи о православии:

Акафист - это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.

Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.

Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.

Строка поиска: 40 день

Найдено записей : 15

Здравствуйте, батюшка!У меня случилась такая беда - с августа у меня начала сильно дрожать голова, шея. Больницы не дали результата! Сейчас читаю утренние молитвы затем акафист св. ПАНТЕЛЕИМОНУ. Вечером - молитвы на сон грядущим. Благословение у священника я не взял, так как не знал, что это нужно! Читаю каждый день. Правильно ли я делаю и какие акафисты мне следует ещё читать?

Виктор

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос. Можно ли читать Акафист за единоумершего каждый день, если он умер семь месяцев назад?

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! У меня вопрос чуть странный. Почему акафисты заканчиваются на кондак 13, ни больше ни меньше? Просто интересно. Спасибо!

георгий

Георгий, очень неплохая статья про акафисты размещена на сайте «Православная энциклопедия» http://azbyka.ru/dictionary/01/akafist-all.shtml . Почитайте, Вы узнаете много нового, там, кстати, сказано, что количество икосов и кондаков обусловлено исторически и связано со способом музыкального исполнения акафистов в древности.

игумен Никон (Головко)

Скажите, пожалуйста, существует ли особое правило, сколько дней читать акафист?

Ксения

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я решила, что буду читать акафист Спиридону Тримифунтскому 40 дней. Прочитала 3 дня, на 4 день у меня не было возможности это сделать, я пропустила один день. Очень переживаю из-за этого. Что мне теперь делать? Можно ли продолжать, или же начинать заново?

Мария

Мария, всегда нужно взвешивать свои силы перед тем, как Вы что-то решили сделать, и в особенности, если даете какое-то обещание перед Богом. Читайте дальше, как сможете, заново начинать не надо. На будущее, прежде чем давать подобного рода обеты, советуйтесь со священником в том храме, куда ходите на службы и исповедь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! если нет возможности взять благословения на чтение акафиста (отсутствие церкви в поселке, а возможность выезжать в город появляется раз в год), можно ли у вас попросить его? И другой вопрос: почему необходимо брать благословение на чтение акафиста или выполнение молитвенного правила?

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать. Если в данный момент у Вас нет возможности попасть в храм, можно читать акафист, а когда будете в храме, скажите об этом батюшке и возьмите благословение. Поинтересуйтесь также, может быть, у вашего храма есть сайт в интернете, через который Вы могли бы общаться со священником между посещениями храма или есть возможность решить важные проблемы по телефону. Все-таки лучше общаться с тем священником, которому Вы знакомы, который Вас окормляет.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, батюшки! Скажите, пожалуйста, можно ли просто так каждый день или через день читать акафисты разным святым? Иногда просто так, глядя на икону святого, хочется прочитать акафист. И ещё, как правильно молиться за усопшего отца? Я по пятницам читаю акафист за умершего - правильно ли это?

Алла

Здравствуйте, Алла! Можно читать акафисты, если есть такое желание, но все же лучше взять на это благословение, чтобы не поступать самочинно. За усопших можно читать Псалтирь, литию для мирян, есть молитва за усопших в утреннем правиле в молитвослове. И, конечно же, главное – это молитва в храме за Литургией, поминание крещеных усопших на Проскомидии.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Недавно умер мой дедушка. Он был не верующим, но его похоронили как православного, прочитали молитвы. Я стала очень переживать о том, как пройдет он воздушные мытарства... В интернете я прочла, что для того, чтобы моя молитва была угодна Господу, надо возложить на себя некие ограничения, совершить душевный подвиг. Меня все время мучили блудные мысли, но здесь я решила во чтобы то ни стало на 40 дней прекратить о них думать. Я нашла в интернете огромную молитву за умершего ("Акафист за единоумершего") и каждый день в течении двух недель старалась читать ее, не отвлекаясь. Но недавно я сильно заболела, и блудные мысли окутали меня с новой силой. Но как только мне станет лучше, надеюсь снова взять себя в руки и продолжить молится. Но меня волнует, будет ли такая молитва угодна Богу, после семидневного перерыва? Смогу ли я такой молитвой помочь моему дедушке пройти мытарства? Если, не приведи Господь, душа попадет в ад, можно ли ее от туда вымолить? И еще, можно ли молится о душе после 40 дней, и поможет ли это ей?

Анна

Анна, для того и существует Церковь, чтобы человек приходил и каялся в своих грехах. От грехов можно очиститься только при жизни, через покаяние. После смерти нет покаяния, после смерти - воздаяние, которое человек получает за свою жизнь. Как сказано в Евангелии, «праведник едва спасается», а что же будет с грешником, который ушел из жизни без покаяния? Конечно, можно вымолить своих усопших сродников, но для этого недостаточно молиться только 40 дней. Этому нужно посвятить всю свою жизнь. Нужно отказаться от всех греховных начинаний, вести свою жизнь благочестиво, регулярно ходить в церковь, исповедаться и причащаться, молиться за своих усопших и за себя. И так всю жизнь. Если Вы так проживете, то сами спасетесь, и по вашей молитве Господь помилует и вашего дедушку. Усопшие не могут за себя молиться, они надеются на нас и на церковную молитву. Бог всегда нас слышит, когда мы искренне молимся. Даже если и случился перерыв в молитве, не следует опускать руки, нужно продолжать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в какое время (день и час) читают акафист Святителю Спиридону Тримифунтскому? Спасибо.

Елена

Елена, молиться можно во всякое время. Читайте Акафист в любое время, в любой день, в любой час. В церкви нет такого регламента. Наши святые слышат нас в любое время. Как чувствуете желание помолится – так и читайте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Мой вопрос иерею Сергию Осипову. Вы сказали, что нельзя налагать на себя исполнение молитвенного правила, кроме совершения утренних и вечерних молитв. Скажите, пожалуйста, а на чтение акафистов, канонов - тоже брать благословение? А если читаешь их часто? И еще у меня вопросы. 1. Есть ли какое-то правило, в какие дни недели их (акафисты и каноны) читать? Или можно в любой день, по зову души? 2. В конце акафистов и канонов есть молитвы. Можно ли их читать отдельно, сами по себе? Спасибо за ответ. Всего Вам доброго.

Татьяна

Татьяна, надо взять благословение, чтобы кроме молитвенного правила читать еще акафист или канон. Выбирать акафисты и каноны можно по желанию. Молитву отдельно тоже можно читать. Помоги Господь,

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Помогите, что мне делать, сердце разрывается! Я была замужем 14 лет, мужа очень любила и до сих пор люблю, за это время родилось 2 детей, но они не здоровы, оба на инвалидности, муж нас бросил 3 года назад, завел другую семью, расстались мы плохо, я очень тяжело пережила это расставание. Мне пришлось бросить работу из за детей. Начала ходить в Храм, сейчас живу с детьми одна, с мужчинами не встречаюсь, потому что это грех блудить. Он опять около года назад объявился, стал говорить, давай все заново начнем, я ему поверила. Он сейчас официально женат на другой, без моего согласия развелся со мной. А потом выяснилось, что у них, оказывается, любовь и он никуда не собирался возвращаться. Для меня это такой удар, повторное предательство, дети ждали его... Потом хотел придти в гости, якобы по детям соскучился, я не позволила, сказала, хочешь увидеть, - возьми детей и погуляй с ними на улице. Он сильно разозлился и сказал, что тогда вообще больше не появиться. Сейчас я прервала совсем всякое общение с ним, он же хочет снова общаться, но я немогу уже так! Как детям объяснить, что папа передумал опять возвращаться? Я по благословению священника читаю акафист каждый день св. Николаю на год за сына, чтобы помог и чтобы помог переехать в другой город. Помолитесь, пожалуйста, за сына Сергия, дочь Анастасию и меня, грешную Наталию.

Наталья

Здравствуйте, Наталия.
По-видимому, Ваш бывший муж переживает душевное смятение. Возможно, ему требуется время, чтобы осмыслить, что произошло с вашей семьей. Не упрекайте мужа. Скажите ему, что перестав быть супругами, вы остаетесь родителями ваших детей, а значит и растить их будете вместе.
Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, как правильнее и полезнее молиться о помощи в устроении личной жизни? Много лет не получается построить отношения. Ведь существует очень много акафистов и молитв к Богу, Пресвятой Богородице и святым. Я это делаю то так, то эдак, то одному святому, то другому, нет никакой системы и, наверное, пользы. Да и весь день на работе провожу, времени не так много остается на все остальное. Простите и благословите.

Светлана

Здравствуйте, Светлана.
Благослови Бог.
Кроме ежедневных молитв ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери можно выбрать акафист любому святому по Вашему желанию и читать его регулярно, по силам. Помолитесь Святой Блаженной Ксении Петербургской, - она всегда заступается за девушек и помогает в семейной жизни.
Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, дорогие батюшки! Пожалуйста, благословите! Пожалуйста, помолитесь о рабах Божьих младенце Никоне, младенце Мефодии, Христине, Алексее. Скажите, пожалуйста, могу ли я читать акафист блаженной праведной Матроне Московской каждый день в течении 40 дней, если время мне позволяет и есть желание и силы молиться (о детях, семье и пр.)? Спаси Вас Господь!

Христина

Помоги Господи, Христина, Вам и Вашим близким, я помолюсь о Вас. Конечно же, Вы можете читать акафист блаженной Матроне по мере Вашего усердия.

протоиерей Андрей Ефанов

Всем батюшкам - здоровья и благодарность за сайт. С вопросами же хотелось бы обратиться к игумену Никону. Батюшка, везде читаю и слышу о том, что очень полезно за усопших творить добрые дела, иногда даже упоминаются посещения больных и заключенных. Если в больнице находится мой знакомый или родственник, то посещение его даже в голову не придет возводить в ранг добрых дел, это как само собой разумеющееся. А вот посещение незнакомых людей, а тем более незнакомых заключенных, очень слабо себе представляю. Раньше - да, такая практика вроде была. А что же нам считать за добрые дела? Кажется, то, что встречается на пути, даже делами не назовешь - так, делишки. И еще, батюшка, несколько вопросов. 1."Канон за единоумершего" (не Акафист, а именно Канон, который в "Последовании по исходе души от тела") - можно ли его периодически читать или он читается только однажды, после смерти? Если можно, то как часто? Брать для чтения благословение? 2. А "Акафист о упокоении" когда читать? В любой день или по воскресеньям? 3. Можно ли, читая каноны, молитвы, произносить не одно имя (в скобках обычно пишут: имярек), а два имени? А если нет таких скобок вообще (например, в Акафисте о упокоении), можно самой вставлять и произносить имена? Простите, если что-то неправильно написала. Всего Вам доброго.

Светлана

Светлана, изначально Церковь знала два Акафиста – Спасителю и Божией Матери, собственно, им только и усвоено было наименование "Акафист", их читать принято попеременно, день за днем. Другой богослужебной практики Церковь до сих пор не знает. Я думаю, было бы хорошо придерживаться этой практики и дома, так как "нагромоздить" на себя множество акафистов можно очень легко, а будет ли от этого польза – большой вопрос.

игумен Никон (Головко)

Отчего бывает душевная усталость? Может ли душа быть пустой?

А почему не может? Если молитвы нет - будет и пустой, и усталой. Святые отцы поступают следующим образом. Человек устал, молиться нет сил, он говорит сам себе: "А, может быть, твоя усталость от бесов", встает и молится. И у человека силы появляются. Так Господь устроил. Для того, чтобы душа была не пустая и были силы, надо приучить себя к Иисусовой молитве - "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (или грешную) ".

Как провести день пo-Божии?

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят - с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: "Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых". И тут же начинаем читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему... Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святителя Иоанна Златоуста: "Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь." Осени себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрести дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и "Богородице Дево, радуйся..." Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде, чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, а плиту зажжем свечкой, которую зажжем от лампады. Тогда и еда нам будет не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву.

После утренних или вечерних молитв не всегда есть чувство благодати. Иногда молитве мешает сонливость. Как этого избежать?

Бесам молитва не нравится, как только человек начинает молитву, нападает и сонливость, рассеянность. Надо стараться вникать в слова молитвы, и тогда почувствуете ее. Но не всегда Господь утешает душу. Самая ценная молитва - это когда человеку не хочется молиться, а он себя заставляет... Маленький ребенок еще не может стоять и ходить. Но родители берут его, ставят на ножки, поддерживают, и он чувствует помощь, крепко стоит. А как родители отпустят, сразу падает и плачет. Так и мы, когда Господь - наш Отец Небесный - Своей благодатью поддерживает нас, все можем, готовы горы свернуть и молимся хорошо и легко. Но как только благодать от нас отходит, мы сразу падаем - ходить-то духовно тол- ком не умеем. И тут надо смириться и сказать: "Господи, я без Тебя - ничто". И когда человек поймет это, милость Божия ему поможет. А мы часто надеемся только на себя: я - сильный, могу стоять, могу и идти... Вот, Господь и отнимает благодать, потому мы падаем, страдаем и мучаемся - от своей гордыни, много на себя надеемся.

Как стать внимательной в молитве?

Для того, чтобы молитва прошла через наше внимание, не надо тарабанить, делать вычитку; протарабанил - и успокоился, Молитвослов отложил. Поначалу вникают в каждое слово; не торопясь, спокойно, ровно, надо настроить себя на молитву. Начинаем постепенно входить в нее, там можно и быстро читать, все равно уже каждое слово будет входить в душу. Надо за молитву, чтобы она не прошла мимо. А то звуком воздух наполним, а сердце пустым осталось.

У меня не идет молитва Иисусова. Что Вы посоветуете?

Если молитва не идет, значит, мешают грехи. Как покаемся, надо стараться как можно чаще читать эту молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! (или грешную)" И читая, делать удар на последнем слове. Для того, чтобы постоянно читать эту молитву, нужно вести особую духовную жизнь, а самое главное - обрести смирение. Надо считать себя хуже всех, хуже всякой твари, терпеть поношения, оскорбления, не роптать и никого не обвинять. Тогда молитва пойдет. Молиться надо начинать с утра. Как на мельнице? Что с утра засыпал, то весь день и будет молоться. Как только проснулись, сразу: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Матерь Божия, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Господи, укрепи во мне веру, пошли мне благодать Духа Святаго! Дай мне кончину христианскую, непостыдную и добрый ответ в день Страшного Суда. Ангел Хранитель мой, благодарю тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день, сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного!" Вот так сразу и читайте-читайте. Одеваемся с молитвой, умываемся. Прочитали утренние молитвы, снова раз 500 молитву Иисусову. Это - заряд на весь день. Он дает человеку энергию, силу, изгоняет из души мрак и пустоту. Человек уже не будет ходить и чем-то возмущаться, шуметь, раздражаться. Когда человек постоянно читает молитву Иисусову, Господь за труды наградит, молитва эта начинает твориться в уме. Человек все внимание сосредоточивает в словах молитвы. Но молиться можно только с покаянным чувством. Как только придет мысль: "Я - святой", знайте - это погибельный путь, эта мысль от диавола.

Духовник сказал "для начала читайте хотя бы по 500 молитв Иисусовых". Это как на мельнице - что с утра засыпали, то она весь день и мелет. Но если духовник сказал "только 500 молитв", значит, больше 500 читать не надо. Почему? Потому что все дается по силам, по духовному уровню каждого человека. Иначе легко можно впасть в прелесть, и к такому "святому" потом не подойдешь. В Троице-Сергиевой Лавре у одного старца был послушник. Этот старец прожил в монастыре 50 лет, а послушник только пришел из мира. И решил он подвизаться. Без благословения старца и раннюю литургию отстоит, и позднюю, правило себе большое назначил и все вычитывал, постоянно в молитве пребывал. Через 2 года он достиг великого "совершенства". Ему стали уже "ангелы" являться (только рожки и хвосты свои они прикрывали). Обольстился он этим, пришел к старцу и говорит: " Ты прожил здесь 50 лет и не научился молиться, а вот я за два года достиг высот - мне уже Ангелы являются. Я весь в благодать.. Таким, как ты, не место на земле, я тебя задушу". Хорошо, старец успел постучать в соседнюю келию; пришел другой монах, этого "святого" связали. А наутро отправили на коровник, и разрешили только раз в месяц на литургии бывать: а молиться запретили (пока не смирится)... На Руси у нас очень любят молитвенников, подвижников, но истинные подвижники никогда себя выставлять не будут. Святость измеряется не молитвами, не подвигами, а смирением, послушанием. Только тот достиг чего-то, кто считает себя грешнее всех, хуже всякого скота.

Как научиться чисто, нерассеянно молиться?

Надо начинать с утра. Святые отцы советуют, что молиться хорошо до того, как будем принимать пищу. Но как только пищу вкусили, сразу же становится тяжело молиться. Если человек рассеянно молится, значит, он молится мало и нечасто. Тот же, кто постоянно пребывает в молитве, имеет живую, нерассеянную молитву.

Молитва любит чистую жизнь, без отягощающих душу грехов. Вот, например, у нас в квартире телефон. Детишки шалили и перерезали провод ножницами. Сколько бы мы не набирали цифры, никуда не дозвонимся. Нужно воссоединить провода, восстановить прерванную связь. Точно так же, если мы хотим обратиться к Богу и быть услышанными, мы должны наладить нашу связь с Ним - покаяться в грехах, очистить совесть. Нераскаянные грехи, как глухая стена, через них молитва не доходит до Бога.

Я поделилась с близкой мне женщиной, рассказав, что Вы дали мне Богородичное правило. Но я его не выполняю. Келейное правило тоже выполняю не всегда. Что мне делать?

Когда вам дают отдельное правило, никому об этом не говорите. Бесы услышат и обязательно похитят ваши подвиги. Я знаю сотни людей, которые имели молитву, с утра до вечера читали Иисусову молитву, акафисты, каноны - вся душа блаженствовала. Как только поделились с кем-то - хвастанули молитвой, все исчезло. И ни молитвы, ни поклонов у них нет.

Меня часто во время молитвы или дела отвлекают. Что делать - продолжать молиться или уделить внимание пришедшему?

Ну, поскольку у нас на первом месте заповедь Бога о любви к ближнему, значит, мы должны все отложить и уделить внимание гостю. Один святой старец молился у себя в келий и увидел в окно, что к нему идет брат. Так старец, чтобы не показать, что он молитвенник, лег в постельку и лежит. Тот около двери прочитал молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас". А старец с кровати и говорит: "Аминь". Брат к нему зашел, он его с любовью принял, чаем угостил - то есть проявил к нему любовь. А это- самое главное!

Часто в нашей жизни бывает такое: читаем вечерние молитвы, и вдруг звонок (по телефону или в дверь). Как нам быть? Конечно, мы должны сразу откликнуться на звонок, оставив молитву. Выяснили все с человеком и снова продолжаем молитву с того места, где закончили. Правда, у нас бывают и такие посетители, которые приходят не о Боге поговорить, не о спасении души, а попустословить, да кого-то осудить. А мы таких друзей должны уже знать; когда они к нам приходят, предложить им почитать вместе приготовленный заранее для такого случая акафист, или Евангелие, или книжку святую. Скажите им: "Радость моя, давай помолимся, почитаем акафист". Если они с искренним чувством дружбы приходят к вам, то будут читать. А если нет, то найдут тысячу причин, вспомнят сразу о неотложных делах и убегут. Если же вы согласитесь с ними поболтать, то и "некормленный муж дома", и "неубранная квартира" не помеха вашей подруге... Как-то в Сибири видел интересную сцену. Одна с водокачки идет, на коромысле два ведра, вторая - из магазина, в руках полные сумки. Встретились и повели промеж собой разговор... А я наблюдаю за ними. Разговор у них примерно такой: "Ну, как у тебя сноха? А сын?" И начинаются сплетни. Бедные те женщины! Одна перекладывает коромысло с плеча на плечо, у другой сумки руки тянут. И всего-то надо было парой слов перекинуться... Притом грязь - сумки не поставить... И стоят не две, а десять, и двадцать, и тридцать минут. И о тяжести не думают, самое главное - новости узнали, душу насытили, злого духа потешили. А если в церковь позовут, говорят: "Нам тяжело стоять, ноги болят, спину ломит". А с ведрами да с сумками стоять ничего не болит! Главное язык не болит! Молиться не хочется, а поболтать и силы есть, и язык хорошо подвешен: "Всех проберем, обо всем узнаем".

Самое лучшее - как проснулись, умыться и начать день с утренних молитв. После этого со вниманием прочитать надо Иисусову молитву. Это огромный заряд для нашей души. И с такой "подзарядкой" мы на протяжении всего дня будем иметь эту молитву в мыслях. Многие говорят, что когда они становятся на молитву, то бывают рассеянными. Можно поверить, потому что если утром чуть-чуть почитать, да вечером чуть-чуть - ничего и в сердце не будет. Всегда будем молиться - и в сердце будет жить покаяние. После утренних - "Иисусова" молитва как продолжение, а после дня - вечерние молитвы как продолжение дневных. И так мы будем постоянно в молитве пребывать и не будем рассеяны. Не думайте, что это очень трудно, очень тяжело - молиться. Нужно усилие сделать, пересилить себя, попросить Господа, Матерь Божию и благодать будет действовать в нас. Нам на всякое время будет дано желание молиться.

А уж когда молитва войдет в душу, в сердце, тогда эти люди стараются удаляться от всех, прятаться в уединенных местах. Могут даже в погреб залезть, лишь бы только с Господом пребывать, в молитве. Душа тает в Божественной Любви.

Для того, чтобы достигнуть такого состояния духа, надо очень много потрудиться над собой, над своим "я".

Когда надо молиться своими словами, а когда по Молитвослову?

Когда захотелось вам молиться, в это время и молитесь Господу; "от избытка сердца глаголют уста" (Мф.12,34).

Особенно полезна молитва душе человека, когда есть в этом необходимость. Допустим, потерялись дочь или сын у матери. Или забрали сына в тюрьму. Тут по Молитвеннику не будешь молиться. Мать верующая сразу встанет на колени и от избытка сердца глаголет ко Господу. Идет молитва от сердца. Так что Богу молиться можно на всяком месте; где бы мы не были, Бог наши молитвы слышит. Он знает тайны нашего сердца. Даже мы сами не знаем, что в нашем сердце. А Бог - Творец, Он все знает. Так что молиться можно в транспорте, на любом месте, в любом обществе. Так Христос говорит: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою (т.е. внутрь себя) и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6). Когда делаем добро, когда подаем милостыню, тогда делать надо так, чтобы никто об этом не знал. Христос говорит: "Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне" (Мф.6,3-4). То есть не буквально, как бабушки понимают - подают только правой рукой. А если у человека нет правой руки? А если нет обеих рук? Добро можно творить и без рук. Главное, чтобы этого никто не видел. Тайным путем добро надо делать. Все хвастливые, гордые, самолюбивые напоказ делают доброе дело, чтобы от этого получить похвалу, земную славу. Скажут ей: "Какая хорошая, какая добрая! Всем помогает, всем дает".

Часто просыпаюсь по ночам, всегда в одно и то же время. Значит ли это что-нибудь?

Если мы проснулись ночью, значит есть возможность помолиться. Помолились - опять спать ложитесь. Но, если это бывает часто, надо взять благословение у духовника.

Как-то я с одним человеком беседовал. Он говорит:

Отец Амвросий, скажи, а ты когда-нибудь воочию видел бесов?

Бесы - духи, их нельзя видеть простыми глазами. Но они могут материализоваться, принимая вид старичка, юноши, девушки, животного, любой образ могут принять. Человек нецерковный понять этого не может. Даже и верующие попадаются на его уловки. А ты желаешь увидеть? Вот, есть у меня одна знакомая женщина в Сергиевом Посаде, ей духовник дал правило - за сутки вычитывать Псалтырь. Это беспрестанно надо жечь свечи, не торопясь читать - уйдет 8 часов. Помимо этого в правиле надо вычитывать каноны, акафисты, молитву Иисусову, и один раз в сутки вкушать только постную пищу. Когда она начала молиться (а делать это надо было в продолжении 40 дней) с благословения духовника, то он ее предупредил: "Будешь молиться - если будут какие-то искушения, то не обращай внимания, продолжай молиться". Она это приняла. На 20-м дне строгого поста и почти непрестанной молитвы (спать приходилось сидя по 3-4 часа) она услышала, как запертая дверь открылась и раздались шаги, тяжелые - пол прямо трещит. Это 3-й этаж. Кто-то подошел к ней сзади и начал дышать около уха; так глубоко дышит! В это время с головы до ног ее обдало холодом и дрожью. Хотела повернуться, но вспомнила предупреждение и подумала: "Повернусь - в живых не останусь". Так до конца и домолилась.

Потом посмотрела - все на месте: дверь заперта, все нормально. Дальше, на 30-й день, новое искушение. Читала Псалтырь и услышала, как с обратной стороны окон кошки стали мяукать, скрестись, лезть в окно. Скребутся - и все! И это пережила. Кто-то с улицы кинул камень - стекла вдребезги, камень и осколки на полу валяются. Нельзя поворачиваться! Холод через окно пошел, но все до конца дочитала. А когда дочитала, смотрит - окно целое, камня нет. Это вот демонические силы нападают на человека.

Преподобный Силуан Афонский, когда молился, по два часа сидя спал. У него открылись духовные очи, и он стал видеть злых духов. Увидел их воочию. Они с рогами, рожи безобразные, копыта на ногах, с хвостами...

Тот человек, с которым я говорил, очень тучный - больше 100 кг, любит вкусно поесть - и мясо ест, и все подряд. Говорю: "Вот, начнешь поститься и молиться, тогда все увидишь, все услышишь, все почувствуешь".

Как правильно благодарить Господа - своими словами или есть какая-нибудь специальная молитва?

Господа надо благодарить всей своей жизнью. Есть в молитвослове благодарственная молитва, но очень ценно молиться своими словами. В одном монастыре жил преподобный Вениамин. Господь попустил ему болезнь - водянку. Он стал огромных размеров, мизинец можно было обхватить только двумя руками. Для него сделали огромное кресло. Когда братия приходили к нему, он всячески показывал свою радость, говорил: "Дорогие братия, порадуйтесь со мной. Господь меня помиловал, Господь меня простил". Господь дал ему такую болезнь, а он не роптал, не отчаивался, радовался о прощении грехов и о спасении души и благодарил Господа. Сколько бы мы лет ни прожили, главное - остаться верными Богу во всем. Пять лет я нес в Троице-Сергиевой Лавре, нелегкое послушание - днем и ночью исповедовал. Сил никаких не оставалось, не мог и 10 минут простоять - ноги не держали. А потом Господь даровал полиартрит - 6 месяцев лежал, острая боль в суставах. Как только прошло воспаление, стал по комнате с палочкой ходить. Потом стал выходить на улицу: 100 метров, 200, 500... С каждым разом все больше, больше.... А потом, по вечерам, когда народу мало, стал ходить по 5 километров; палочку оставил. Весной Господь дал - и хромать перестал. До сего дня Господь хранит. Он знает, кoму что нужно. Потому - благодарите Господа за все.

Молиться нужно везде и всегда: и дома, и на работе, и в транспорте. Если ноги крепкие, лучше молиться стоя, а если больные, то, как говорят старцы, лучше во время молитвы думать о Боге, чем о больных ногах.

Можно ли плакать во время молитвы?

Можно. Покаянные слезы - это не слезы зла и обиды, они омывают нашу душу от грехов. Чем больше мы плачем, тем лучше. Очень ценно во время молитвы плакать. Когда мы молимся - читаем молитвы - и в это время на каких-то словах мы задержались умом (они проникли в нашу душу), не надо их пропускать, ускорять молитву; вернитесь на эти слова, и читайте, пока душа не растворится в чувстве и не начнет плакать. Душа в это время молится. Когда душа в молитве, да еще со слезами- рядом с ней Ангел Хранитель; он молится рядом с нами. Любой искренне верующий человек из практики знает, что Господь его молитву слышит. Мы слова молитвы обращаем к Богу, а Он благодатью возвращает их нам на сердце, и сердце верующего чувствует, что Господь его молитву принимает.

Когда читаю молитвы, часто отвлекаюсь. Не надо ли бросить молиться?

Нет. Читайте молитву все равно. Очень полезно, выйдя на улицу, ходить и читать молитву Иисусову. Ее можно читать в любом положении: стоя, сидя, лежа... Молитва - это беседа с Богом. Вот, мы ближнему можем рассказать все - и скорби, и радости. Но Господь ближе, чем любой ближний. Он знает все наши мысли, тайны сердца. Он слышит все наши молитвы, но порой медлит их исполнять, значит, то, что мы просим, не на пользу нашей душе (или не на пользу ближнему). Любую молитву надо заканчивать словами: "Господи, да будет воля Твоя. Не как я хочу, но как Ты".

Каково молитвенное ежедневное правило для православного мирянина?

Правило есть и оно обязательно для всех. Это утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия, две главы из посланий, одна кафизма, три канона, акафист, 500 молитв Иисусовых, 50 поклонов (а по благословению можно и больше).

Я как-то одного человека спрашиваю:

Надо ли каждый день обедать и ужинать?

Надо, - отвечает он, - но я помимо этого еще что-то могу перехватить, чайку попить.

А молиться? Если наше тело требует пищи, не паче ли того - душа? Мы тело кормим для того, чтобы в теле держалась душа и очищалась, освящалась, освобождалась от греха, чтобы Дух Святой пребывал в нас. Надо, чтобы она уже здесь соединилась с Богом. А тело - это одежда души, которая стареет, умирает и рассыпается в прах земли. А мы на это временное, тленное особое внимание уделяем. Уж так о нем заботимся! И кормим, и поим, и красим, и в модные тряпки одеваем, и покой даем - очень много внимания уделяем. А для души подчас и заботы нашей не остается. Ты молитвы утренние читал?

Значит, тебе и завтракать нельзя (т.е. обедать, христиане никогда не завтракают). А если ты и вечерние не собираешься читать, значит, тебе и ужинать нельзя. И чай пить тебе нельзя.

Я умру с голоду!

Так и душа твоя умирает с голоду! Вот, когда человек правило это сделает нормой своей жизни, то на душе у него мир, тишина и покой. Господь посылает благодать, и Матерь Божия, и Ангел Господень молятся. Помимо этого христиане еще молятся святым, читают другие акафисты, душа так и питается, довольна и рада, мирна, человек спасается. Но не надо так читать, как некоторые, делать вычитку. Прочитали, оттарабанили - по воздуху, а в душу не попало. Чуть затронь такого - вспыхнул! Но себя считает большим молитвенником - "молится" очень хорошо. Апостол Павел говорит: "Лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1 Кор.14,19) Лучше пять слов пройдут в душу, нежели тьма слов мимо души.

Читать акафисты можно хоть каждый день. Знал одну женщину (звали ее Пелагия), она каждый день читала по 15 акафистов. Господь давал ей особую благодать. У некоторых православных бывает по много акафистов собрано - и 200, и 500. Они обычно каждый праздник, отмечаемый Церковью, читают определенный акафист. Например, завтра праздник Владимирской иконы Божией Матери. Люди, имеющие акафист этому празднику, будут читать его.

Акафисты хорошо читать на свежую память, т.е. с утра, когда ум не отягощен делами житейскими. Очень хорошо вообще молиться с утра до обеда, пока тело не отягощено пищей. Тогда есть возможность прочувствовать каждое слово из акафистов, канонов.

Все молитвы и акафисты лучше всего читать вслух. Почему? Потому, что слова через слух входят в душу и лучше запоминаются. Постоянно слышу: "Мы не можем выучить молитвы..." А их и не надо учить - их просто надо постоянно, каждый день читать - утром и вечером, и они сами по себе запоминаются. Если "Отче наш" не запоминается, то надо там, где наш обеденный стол прикрепить бумажку с этой молитвой.

Многие ссылаются на плохую память по старости, а когда их начинаешь спрашивать, разные бытовые вопросы задавать, все помнят. Помнят, кто когда родился, в каком году, дни рождения у всех помнят. Знают, почем что сейчас в магазине и на рынке - а ведь цены постоянно меняются! Знают, сколько стоят хлеб, соль, масло. Все прекрасно помнят. Спросишь: "На какой улице живешь?" - все скажут. Очень хорошая память. Но вот запомнить молитвы никак не могут. А это оттого, что у нас на первом месте плоть. И мы уж так заботимся о плоти, все помним, что ей на потребу. А о душе не заботимся, поэтому-то и память у нас плохая на все доброе. На плохое-то мы мастера...

Святые отцы говорят, что те, кто ежедневно читает каноны Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю, святым, особо хранимы Господом и от всех бесовских напастей, и злых людей.

Если вы придете к любому начальнику на прием, то увидите у него на двери табличку "Часы приема с... до..." К Богу же можно обращаться в любое время. Особенно ценна молитва ночная. Когда человек молится ночью, то, как говорят святые отцы, эта молитва как бы оплачивается золотом. Но для того, чтобы молиться ночью, надо взять благословение у священника, потому что есть опасность: человек может возгордиться, что молится ночью и впасть в прелесть, или на него будут особо нападать бесы. Через благословение Господь защитит этою человека.

Сидя или стоя? Если ноги не держат, то можно, встав на колени, читать. Если колени устали, можно сидя читать. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. И еще: молитва без поклонов - это плод недоношенный. Поклончики надо обязательно делать.

Сейчас многие говорят о пользе возрождения язычества в России. Может быть, действительно, язычество не так и плохо?

В Древнем Риме в цирках устраивались гладиаторские бои. Сто тысяч человек собирались на это зрелище, заполняя скамьи через многочисленные входы за десять минут. И все жаждали крови! Жаждали зрелища! Два гладиатора сражались. В борьбе один из них мог упасть, и тогда второй ставил ему на грудь свою ногу, заносил над поверженным меч и смотрел, какой знак ему подадут патриции. Если пальцы поднимут вверх, значит, можно оставить соперника жить, если вниз, надо было лишить его жизни. Чаще всего требовали смерти. И народ торжествовал, видя пролитую кровь. Такова была языческая потеха.

В нашей России лет сорок назад одна акробатка шла по тросу высоко под куполом цирка. Оступившись, она упала. Внизу была натянута сетка. Она не разбилась, но важно другое. Все зрители как один встали и загудели: "Жива ли она? Быстрее врача!" О чем это говорит? О том, что они не желали смерти, а переживали за гимнастку. Был жив дух любви в сознании людей.

Иначе сейчас воспитывают молодое поколение. На телеэкране боевики с убийствами, кровью, порнографией, ужасы, космические войны, пришельцы - демонические силы... Люди с малых лет привыкают к сценам насилия. Что остается ребенку? Насмотревшись этих картин, он добывает оружие и расстреливает своих одноклассников, которые, в свою очередь, издевались над ним. Как много таких случаев в Америке! Не дай Бог и у нас такое начнется.

Бывало, и раньше в Москве совершались заказные убийства. А сейчас шкала преступности, смертность от рук киллеров резко пошла вверх. В день убивают трех - четырех человек. А Господь сказал: "Не убий!" (Исх. 20,13); "... поступающие так Царства Божия не наследуют" (Гал. 5,21), - все они пойдут в геенский огонь.

Мне часто приходится ходить в тюрьмы, исповедовать заключенных. Исповедую и смертников. Они каются в убийствах: кто в заказных, а кто-то убивал в Афганистане, Чечне. Убивали по двести семьдесят, триста человек. Они подсчитывали сами. Это страшные грехи! Одно дело война, а другое - по заказу лишить человека жизни, которую не ты дал ему.

Когда исповедуешь человек десять убийц и выходишь из тюрьмы, то тут только и жди: бесы обязательно козни устроят, какие-то неприятности будут.

Каждый священник знает, как мстят злые духи за то, что он помогает людям освобождаться от грехов. Одна мать пришла к преподобному Серафиму Саровскому:

Батюшка, помолись: мой сын умер без покаяния. Он по скромности сначала отказывался, смирялся, а потом уступил просьбе, начал молиться. И женщина увидела, что, молясь, он поднялся над полом. Старец сказал:

Мать, сын твой спасен. Иди, сама молись, Бога благодари.

Она ушла. А перед смертью преподобный Серафим показал своему келейнику тело, откуда бесы вырвали кусок:

Вот как демоны за каждую душу мстят!

Не так просто - молиться за спасение людей.

Православная Россия приняла Дух Христов, а язычески Запад хочет за это добить ее, жаждет крови.

Православная вера - самая нелицеприятная для человека. Она обязывает к строгой жизни на земле. А католики обещают душе чистилище после смерти, где можно покаяться и спастись...

В Православной Церкви нет такого понятия "чистилище". По учению Православной Церкви, если человек жил праведно и перешел в потусторонний мир, то он удостаивается вечной радости, такой человек за свои благие деяния может получить воздаяние, живя на земле, в виде мира, радости, покоя душевного.

Если же человек жил нечисто, не покаялся и перешел в потусторонний мир, то он попадает в лапы демонов. Перед кончиной такие люди обычно унылые, отчаявшиеся, безблагодатные, безрадостные. Их души после смерти, томящиеся в мучениях, ждут молитв родственников, молитв Церкви. Когда за усопших идет усиленная молитва, Господь освобождает их души от адских мук.

Церковная молитва помогает и праведникам, тем, которые еще не получили всю полноту благодати при земной жизни. Полнота благодати и радости возможны только после того, как на Страшном Суде определят эту душу в Рай. На земле всей их полноты ощутить невозможно. Только избранные святые сливались здесь с Господом так, что бывали восхищаемы Духом в Царство Божие.

Часто православие называют "религией страха": "вот будет второе пришествие, всех накажут, вечные муки..." А протестанты говорят о другом. Так будет ли наказание нераскаявшимся грешникам или любовь Господня все покроет?

Атеисты долго обманывали нас, говоря о возникновении религии. Говорили, что люди не могли объяснить то или другое явление природы и начинали обожествлять ее, входить с ней в религиозный контакт. Бывало, гром гремит, люди прячутся в подполье, в подвал, там сидят, боятся. Думают, что их языческий бог разгневался и сейчас накажет или смерч налетит, или солнечное затмение начнется...

Это страх языческий. Христианский Бог - это Любовь. И бояться мы Бога должны не потому, что Он нас накажет, мы должны бояться оскорбить Его своими грехами. И если мы отступили от Бога и навлекли на себя беду, мы не прячемся в подполье от гнева Божия, не ждем, когда гнев Божий пройдет мимо. Наоборот, мы идем на исповедь, обращаемся к Богу с покаянной молитвой, просим Бога о милости, молимся. Христиане не скрываются от Бога, наоборот, сами к Нему стремятся за разрешением от грехов. И Бог подает кающемуся Руку помощи, покрывает Своею благодатью.

И предупреждает Церковь о том, что будет Второе пришествие, Страшный Суд не для того, чтобы запугать. Если вы идете по дороге, впереди яма и вам говорят: "Осторожно, не упадите, не оступитесь", разве вас запугивают? Вас предупреждают, помогают избежать опасности. Так и Церковь говорит: "Не грешите, не делайте ближнему зла, все это обернется против вас же самих".

Не надо выставлять Бога злодеем за то, что Он не принимает грешников в Рай. В Раю нераскаянные души жить не смогут, они не вынесут того света и чистоты, которые там есть, как не могут вынести яркий свет больные глаза.

Все зависит от нас самих, от нашего поведения, молитв.

Господь все может по молитвам изменить. Одна женщина приехала к нам из Краснодара. Сына ее посадили. Шло следствие. Она пришла к одному судье, тот говорит ей: "Сыну твоему восемь лет светит". Большое какое-то у него искушение было. Она пришла ко мне, плакала, рыдала: "Батюшка, помолитесь, что делать? Судья просит пять тысяч долларов, а у меня таких денег нет". Говорю: "Знаешь, мать, будешь молиться, Господь не оставит тебя! Как его звать?" Сказала она его имя, мы помолились. А утром она приходит:

Батюшка, я сейчас туда иду. Вопрос решается, то ли посадят, то ли отпустят.

Господь положил на сердце так ей сказать:

Будешь молиться, Бог все устроит.

Я молилась всю ночь. После обеда вернулась, говорит:

Освободили сына. Оправдали его. Разобрались и отпустили. Все нормально.

У матери этой было столько радости, столько веры, что Господь ее услышал. А сын виноват не был, просто его подставили в бизнесе.

Сын совсем отбился от рук, не разговаривает, не слушается. Ему семнадцать. Как мне за него молиться?

Надо по 150 раз читать молитву "Богородице, Дево, радуйся". Преподобный Серафим Саровский говорил, что тот, кто ходит в Дивееве по канавке Матери Божией и сто пятьдесят раз читает "Богородице Дево, радуйся", находится под особым покровом Богородицы. Святые отцы постоянно говорили о почитании Божией Матери, о молитвенном обращении к Ней за помощью. Молитва Матери Божией имеет великую силу. По молитвам Пресвятой Богородицы благодать Божия снизойдет и на мать, и на ребенка. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Если все ангелы, святые, все люди, живущие на земле, вместе соберутся и будут молиться, молитва Матери Божией по силе превосходит все их молитвы.

Вспоминаю одну семью. Это было в то время, когда мы служили на приходе. У одной матери, Наталии, были две девочки - Лиза и Катя. Лизе лет тринадцать-четырнадцать, была она капризная, своевольная. И хотя ходила в церковь вместе с мамой, оставалась очень неспокойной. Я удивлялся терпению матери. Каждый раз утром встает и говорит дочери:

Лиза, давай молиться!

Все, мам, я читаю молитвы!

Быстро читаешь, медленно читай!

Мама ее не одергивала, терпеливо исполняла все ее просьбы. В это время дочь было безполезно бить-колотить. Мать терпела. Прошло время, дочка выросла, стала спокойнее. Совместное молитвословие пошло ей на пользу.

Бояться искушений не надо. Господь будет хранить эту семью. Молитва никогда и никому не вредила. Она приносит только пользу нашей душе. Вредит нам хвастовство: "Я Псалтырь за усопшего прочитала ". Хвалимся, а это есть грех.

Принято читать Псалтирь у изголовья усопшего. Чтение Псалтыри очень полезно для души того человека, который постоянно в церковь ходил и с покаянием перешел в тот мир. Святые отцы говорят: когда мы читаем Псалтырь над усопшим, допустим, в течение сорока дней, то грехи слетают с усопшей души, как осенние листья с дерева.

Как молиться о живых или усопших, можно ли представлять человека при этом?

Разум должен быть чистым. Когда мы молимся, мы Бога, Матерь Божию, святого угодника не должны представлять: ни Их лики, ни положение. Ум должен быть свободен от образов. Тем более, когда молимся о человеке, надо просто помнить, что такая личность есть. А если образы представлять, можно повредить свой ум. Святые отцы это запрещают.

Мне двадцать четыре года. В детстве я смеялся над дедушкой, который говорил сам с собой. Теперь, когда он умер, Я сам стал говорить с собой. Внутренний голос мне говорит, что если я буду за него молиться, то этот порок потихонечку будет уходить от меня. Нужно ли мне молиться за него?

Всем надо знать: если мы человека в каком-то пороке осуждаем, обязательно сами в него впадем. Поэтому сказано Господом: "Не судите и не судимы будете. Каким судом судишь, таким осудишься".

За дедушку молиться обязательно надо. Подавайте на обедню, поминальные записки на панихиду, поминайте утром и вечером в домашних молитвах. Это будет огромная польза для его души и для нас.

Во время домашней молитвы обязательно ли покрывать голову платком?

"Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая", - говорит апостол Павел (1 Кор.11,5). Православные христианки не только в храме, но и дома покрывают свою голову платком: "Жена должна иметь на голове своей знак власти над нею Ангелов" (1 Кор. 11,10).

Гражданские власти на Пасху организуют дополнительные маршруты автобусов на кладбища. Правильно ли это? Мне кажется, что в этот день главное находиться в храме и там поминать усопших.

Для усопших есть специальный день поминовения - "Радоница". Он бывает во Вторник на второй неделе после Пасхи. В этот день все православные христиане идут поздравлять своих усопших с всеобщим праздником Пасхи, Воскресением Христовым. А в сам день Пасхи верующие должны молиться в храме.

Организованные городскими властями маршруты для тех людей, которые в церковь не ходят. Пусть хоть туда съездят, хоть так вспомнят о смерти и о конечности земного бытия.

Можно ли смотреть прямые трансляции со служб из храмов и молиться? Часто не хватает здоровья и сил присутствовать в храме, а хочется прикоснуться душой к Божественному...

Господь сподобил меня побывать на святом месте, у Гроба Господня. Была у нас с собой видеокамера, и мы засняли святое место. Потом показали снятое одному священнику. Он увидел кадры Гроба Господня и говорит: "Останови этот кадр". Сделал земной поклон и сказал: "Я никогда не был у Гроба Господня". И прямо поцеловал изображение Гроба Господня.

Конечно, изображению в телевизоре поклоняться нельзя, у нас есть иконы. Случай, который я рассказал, исключение из правила. Священник так поступил в простоте сердечной, из чувства благоговения перед изображенной святыней.

В праздники все православные должны стремиться быть в храме. А если уж нет здоровья, сил передвигаться, посмотрите трансляцию, побудьте со Господом своей душой. Пусть душа наша вместе с Господом участвует в Его празднике.

Можно ли носить поясок "Живые помощи"?

Ко мне пришел один человек. Спрашиваю его:

Молитвы какие знаешь?

Конечно, даже с собой "Живые помощи" ношу.

Достал документы, а там у него 90-й псалом "Живый в помощи Вышняго" переписан. Человек говорит: "Мне мать написала, отдала, я теперь всегда с собой ношу. Можно?" - "Конечно, хорошо что ты эту молитву носишь, но если ты ее не читаешь, какой толк? Равносильно тому, когда ты голодный носишь с собой хлеб, продукты, но не ешь. Ты же слабеешь, можешь умереть. Точно так же "Живые помощи" написаны не для того, что бы их в кармане или на поясе носить, а для того, чтоб ты мог каждый день вытащить, почитать, помолиться Господу. Если не молиться, можно погибнуть... Вот когда ты, голодный, хлебушек достал, поел, подкрепил свои силы и спокойно можешь в поте лица трудиться. Так и помолившись, дашь пищу для души и получишь защиту для тела.

Право решать, когда именно обратиться с мольбой к святому защитнику, дано каждому человеку. По мнению священнослужителей, делать это необходимо по зову сердца. Многие верующие интересуются , как правильно читать акафисты дома, есть ли запреты делать это во время поста. На этот счет имеются строго определенные рекомендации. По благословению священника вполне допустимо обращаться к святым не только в стенах храма, но и дома.

Акафисты в православии

Прежде всего необходимо понять, что такое акафист и когда его читают. В традиции православного христианского богослужения имеется несколько разновидностей молитвенных последований. Наиболее древними и традиционными из них считаются каноны. В 19 - 20 веках большое распространение получили и другие виды прославляющих песнопений - акафисты.

Акафистом принято называть особую поэтическую форму, хвалебное песнопение в честь Иисуса, Матери Божией или святых. По своей форме и сути эти песнопения весьма близки к более древним кондакам.

Каждый акафист включает в себя 25 песен: основной кондак, за которым последовательно расположены 12 кондаков (хвалебных песен), чередующихся с 12 икосами (пространными песнями). Все песни расположены по порядку букв в греческом алфавите. Первый кондак и все икосы заканчиваются припевом «Радуйся!», а все кондаки - припевом «Аллилуия». Традиционно последний кондак обращен к тому, кому посвящен весь гимн, и читается трижды подряд.

Слово «акафист» в переводе с древнегреческого означает «неседальное пение». Это торжественное песнопение допустимо исполнять только стоя.

Когда следует читать

Эти торжественные гимны не относятся к категории обязательных богослужебных чинов. Исключением является лишь Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…»

Обращаться к Божией Матери и святым угодникам Божиим можно, призывая помощь в следующих ситуациях:

  1. Произносить хвалебную оду следует в те моменты, когда очень тяжело на душе. Эта священная песнь поможет наполнить душу радостью и гармонией.
  2. Можно молиться , уповая на помощь святых в мирских делах.
  3. Если в душу закрадываются сомнения, а посоветоваться с клириком нет возможности, можно прочесть самостоятельно хвалебную песнь. Это поможет отбросить сомнения и приобрести уверенность в себе и в Божией помощи.
  4. С помощью чтения акафиста можно исцелять физические и душевные недуги. Очень важно при этом твердо верить в помощь Небес.

Чтение в домашних условиях

Часто женщины задают вопросы, возможно ли чтение акафистов во время критических дней. Никаких запретов на эту тему не существует и можно без сомнений обращаться к Небесам, если возникла душевная потребность.

Порядок чтения

Во время домашнего чтения начало и окончание молитв бывает обычным. Можно читать акафист или канон после утренних или вечерних правил или перед молитвой «Достойно есть…».

При чтении отдельно от утреннего или вечернего моления вначале произносится определенная последовательность молитв, затем читается Псалом 50 и Символ Веры.

Чтение же самого акафиста происходит в определенной последовательности . Кондак 13 повторяется три раза подряд, сразу же после него произносится икос 1, за ним следует 1 кондак.

По завершении чтения возносятся определенные молитвы. Найти их тексты и последовательность можно в любом молитвослове.

При чтении можно столкнуться с некоторыми общепринятыми в православной литературе сокращениями:

  1. Если написано «Слава:» или «Троичен:», следует произносить «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху».
  2. Вместо слов «И ныне» или «Богородичен» произносятся слова «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
  3. Сокращение «Сла́ва, и ны́не:» принято понимать как последовательное сочетание этих двух возгласов.

Какие песнопения выбрать в житейских нуждах

В каждой житейской нужде (на всякую потребу) можно прибегать к помощи определенных Святых или Иконы Божией Матери.

Обращения к Пресвятой Богородице

Акафисты разным святым

Существует перечень молитвенных прославляющих песнопений, позволяющих обратиться к святым во всякой нужде и житейской скорби:

В православной традиции принято Акафист Ангелу-хранителю читать по понедельникам. Почему выбран именно этот день, известно далеко не всем. В Церкви первый день недели считается днем Ангела. Обращение к своему ангелу-хранителю именно в этот день поможет благополучно прожить всю неделю.

Это далеко не полный перечень торжественных церковных песнопений. Если в праздничный день читается канон и акафист одному и тому же празднику или иконе, начинать чтение акафиста следует после шестой песни канона вместо приведенных там кондака и икоса.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!